Аттестация педагогических работников
Аттестация — это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы.
Основными задачами аттестации являются:
— стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
— повышение эффективности и качества педагогического труда;
— выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
— учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
— определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
— обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников
Аттестация педагогических работников на сайте Департамента образования и науки Курганской области
Методические советы по аттестаци на сайте ИРОСТ города Кургана Листы экспертной оценки
Уважаемые педагоги!
23.05.2014 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 года «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» № 276
Порядок предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную.
Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности.
Добровольная аттестация осуществляется по желанию педагогического работника для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой или высшей квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет.
Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:
— соответствует занимаемой должности;
— не соответствует занимаемой должности.
Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
в) беременные женщины;
г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (аттестация возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска);
д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (аттестация возможна не ранее чем через два года после выхода из указанного отпуска);
е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием (аттестация возможна не ранее чем через год после выхода работника на работу).
По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
— установить первую (высшую) квалификационную категорию;
— отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.
Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.
Требования, предъявляемые к квалификационным категориям (первой или высшей)
Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
— стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
— стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 года № 6625;
— выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
— личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:
— достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
— достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 года № 6625;
— выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
— личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
— активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Цель аттестации: установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
Задачи аттестации: - стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
-повышение эффективности и качества педагогического труда;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
— учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
— определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
— обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности
проводится в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий
Аттестации на соответствие занимаемой должности не подлежат:
- педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
- беременные женщины;
- женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
- педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года
после их выхода из указанных отпусков.
Аттестация с целью установления квалификационной категории
Первая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации.
Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:
- имеют установленную первую квалификационную категорию (не менее двух лет);
- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;
- имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.
Аттестация педагогических работников
С 1 сентября 2013 года обязательная аттестация педагога для подтверждения соответствия занимаемой должности проводится на уровне образовательной организации.
Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность
Основание: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ. Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года (Статья 49. Аттестация педагогических работников).