Четверг
21.11.2024
12:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Терсюкский детский сад"
Главная Регистрация Вход
Реализация регионального компонента »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

Программное содержание реализации регионального компонента  

  основной общеобразовательной программы ДОУ

в процессе ознакомления с природой родного края

 

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть Родина своя.

И там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем!

Программа "Детство" раскрывает содержание знаний о природе в разделе "Ребёнок открывает мир природы".

Главной задачей в старшем дошкольном возрасте становится воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентиров в поведении и деятельности.

Рассматривается материал в следующих блоках:

  1. растения, животные, человек, как представители живого в мире природы;

  2. представления о потребностях конкретных растений, животных, людей в условиях среды;

  3. представления о различных средах обитания;

  4. представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ;

  5. взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах (экосистемах).

Авторы программы предлагают разработанные по возрастам познавательные и речевые умения, практические умения и отношения к природе, которые должны быть сформированы у детей.

Таким образом, в программе "Детство" одним из важнейших направлений  является экологическое воспитание детей.

Цель:  формирование экологической культуры дошкольников  в процессе ознакомления с природой родного края

Образовательные задачи:

- Уточнить, расширить и конкретизировать знания детей о многообразии растений ближайшего природного окружения.

- Дать детям обобщенные представления об общих и существенных признаках растений, о   приспособленности растений к взаимодействию с внешней средой в соответствии с климатическими особенностями    родного края.

- Уточнить, расширить и обобщить знания детей о строении растений, о признаках и свойствах растений как живых организмов, о значении целостности живого организма - растения.

- Дать детям первичные представления о росте, развитии и размножении растений.

- Дать детям обобщенные представления о   потребностях растений как живых организмов и особенностях состояния растений в разные сезоны.

- Дать детям конкретные представления о дифференцированных потребностях растений в различных факторах внешней среды (свет, тепло, влага, деятельность человека).

- Дать детям элементарные знания о различных средах обитания растений, о видовом составе различных растительных сообществ  родного края (лес, луг, водоем).

- Дать детям элементарные знания о лекарственных растениях родного края.

Развивающие задачи:

- Развивать сенсорные способности детей, умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, существующие в природе.

-Способствовать развитию познавательных интересов.

-Развивать потребность в мыслительной деятельности как в форме познания, способности самостоятельно размышлять и логически рассуждать (умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать  причинно-следственные зависимости, делать выводы).

-Развивать наблюдательность, любознательность, способность к самостоятельному экспериментированию.

-Развивать мышление, внимание, речь, навыки  элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

- Развитие коммуникативных навыков, способности к эмпатии.

- Развитие креативности, способности к эстетическому восприятию природы родного края.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к миру растений родного края, позитивно-деятельностное отношение к ним.

-Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку  решать задачи сообща.

- Уметь договариваться, помогать друг другу.

-Формировать самооценку своих действий, достижений; воспитывать стремление выражать своё отношение к окружающей действительности.

Образовательная область «Познание» (3-4 года)

Мир природы:

-познакомить детей с названиями, внешним видом и образом жизни диких животных (медведь, лиса, заяц);

-учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках и называть домашних животных  (кошку, собаку, корову);

-познакомить с названиями,  внешним видом и образом жизни домашних  (петух, курица, цыпленок) и диких птиц (ворона, воробей);

-познакомить детей с часто встречающимися насекомыми  (бабочка, божья коровка, жук);

- формировать первоначальные представления о том, что овощи растут в огороде на грядках  (огурец, помидор, морковь, лук), а фрукты (яблоко, груша, банан, лимон) растут в саду на деревьях;

- учить различать овощи и фрукты  по внешнему виду, вкусу и запаху;

 -формировать  первоначальные представления о растениях,  их особенностях  и назначении (одуванчик, ромашка, колокольчик);

- познакомить с глиной, песком  и снегом;

-знакомить с характерными особенностями времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы),  с сезонными изменениями в жизни людей;

-способствовать накоплению ярких впечатлений о природе; побуждать различать и правильно называть достаточное количество растений и животных, их характерные признаки;

-вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы;

- формировать представления о признаках и свойствах живых организмов (двигаются, питаются, дышат, растут), их потребностях, назначении основных органов и частей, значимости целостности организма;

-иметь общие представления о средах обитания растений и животных, их приспособлении к среде и сезонным изменениям.

Образовательная область «Познание»  (возраст 4-5 лет)

Мир природы

-формировать обобщающее понятие  дикие животные (+белка, еж, волк, их  детеныши); учить называть отличительные особенности их внешнего вида; познакомить с  повадками животных,  где они  живут, чем питаются;

-учить детей узнавать и называть животных жарких стран (жираф, слон, крокодил, лев, обезьяна), уточнить знания о частях тела, особенностях жизни;

-формировать обобщающее понятие  домашние животные (+лошадь, свинья), познакомить с  повадками животных,  где они  живут, чем питаются, какую приносят пользу; познакомить с названиями детёнышей домашних животных;

- дать обобщающее понятие домашние птицы (+ утка, гусь и их птенцы), познакомить с повадками птиц, как подают голос, где живут, чем питаются, какую пользу приносят;

-дать понятия  зимующие (+сорока, голубь) и перелетные птицы (ласточка,  скворец),  познакомить с внешним видом птиц, их повадками;

-дать обобщающее понятие насекомые (+пчела, стрекоза, муха),   познакомить  детей с тем,  какую  пользу  и вред приносят  насекомые;

- формировать обобщающие понятия фрукты  (+апельсин, слива) и овощи (+капуста, картофель, репа); уточнить цвет, форму, вкусовые качества овощей и фруктов, место их произрастания,  расширять знания детей о пользе фруктов;

- формировать обобщающие понятия цветы (+  мать и мачеха), деревья (ель, береза, клен, рябина),  уточнить их строение;

-познакомить с  комнатными  растениями  (фикус,  герань), со способами ухода за ними;

-дать представления о свойствах воды, песка и снега;

-знакомить с сезонными изменениями:

     Осень: похолодало, идут дожди, люди надевают теплые вещи,  на деревьях пожелтели и опадают листья, птицы улетают в теплые края.

     Зима: холодно,  идет снег, люди надевают зимнюю одежду, лед, скользко, можно упасть.

     Весна: ярче светит солнце, потеплело, тает снег,  лужи, появилась травка, распустились листья на деревьях, появляются насекомые.

    Лето: яркое солнце, жарко, летают бабочки, цветут растения, люди купаются.

-познакомить с разнообразием явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман, снегопад, позёмка, ветер, ураган, шторм), свойствами и качествами природных материалов (песок, глина, снег);

-расширять представления о мире растений и животных, местах обитания, приспособлении к среде и сезонным изменениям, биологических потребностях;

-учить устанавливать связь между строением органа растения или животного и его назначением, между способами поведения животных и условиями среды;

-поддерживать радостные чувства,  удивление от общения с природой, способствовать сдерживанию негативных побуждений.

Образовательная область «Познание»  (5- 6 лет)

Мир природы:

-расширять   знания  детей  о  диких  животных  (+барсук, лось) и  их  детенышах:  внешний  вид,  повадки,  пища,  жилище, познакомить  детей  с приспособлениями  диких  животных  к  среде  обитания  (сезонные  изменения);

-уточнить   названия  животных и их детенышей,  которые  живут  в  холодных  и  жарких  странах    (белый  медведь,  пингвин, зебра, тигр,  верблюд), характерные  особенности  внешнего  вида,   повадки;

-расширять знания детей о домашних животных (+ коза,   овца)  и  их  детенышах;

-познакомить с перелетными  (+лебедь, грач), зимующими  (+синица, снегирь), домашними птицами (+индюк), формировать обобщающие понятия, дифференцировать  их; учить  находить  признаки  сходства  и  различия  птиц,  выражать  их  в  речи;

-формировать обобщающее понятие насекомые (+кузнечик,  муравей,  майский  жук, комар, оса),  познакомить  с  особенностями  внешнего  вида  насекомых;

-формировать обобщающее понятие ягоды (вишня,  клубника,  малина,    виноград); расширять знания о фруктах (+киви, персик, мандарин) и овощах (+свекла, перец, кабачок, чеснок), познакомить  детей  со  способами  заготовки  фруктов,   ягод и овощей;

-познакомить  с деревьями  дубом  и  сосной,  учить  различать  деревья  по  листьям  и  плодам;

-познакомить  с садовыми цветами (розой,  тюльпаном,  нарциссом);

-познакомить  с  грибами (подберезовик,  лисички,  мухомор);  дать  понятие  съедобные  и  несъедобные  грибы;

-закреплять знания о комнатных растениях  (+фиалка), дать представление о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух;

-познакомить со свойствами  камня, земли, воздуха, сезонными изменениями:

Осень: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме, устанавливать связи (похолодало – исчезли насекомые – улетели птицы)

Зима: холод, в мороз вода превращается в лед, сосульки, часто бывают метели,  гололед, постоянный снеговой покров, снегоуборочные машины

Весна: солнышко светит,  стало теплее, набухли почки, появились листочки, травка, распустились подснежники, появились насекомые; формировать представления о работах в саду и огороде весной

Лето: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

-развивать интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами, ухаживать за животными и растениями.

-обогащать представления о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (юг, север), о приспособлении к среде обитания и сезонным изменениям;

-познакомить с грибами, растениями, животными, человеком как представителями живого в мире природы; показать сходство и различие в проявлении некоторых жизненных функций;

-учить замечать признаки неблагоприятного состояния природных объектов, устанавливать связь с удовлетворением их потребностей;

-формировать представления об особенностях условий, необходимых для роста детёнышей животных, молодых растений;

-дать представления о природных сообществах леса, луга, парка, водоёма, взаимосвязи объектов, приспособлении к условиям, необходимости их охраны;

-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Образовательная область «Познание»  (6-7 лет)

Мир природы:

-уточнить знания детей о животных наших лесов (+рысь, бобер), животных Севера и жарких стран (+бегемот, носорог, кенгуру, тюлень),  расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде (+способы  защиты);

-познакомить  с названиями жилищ домашних животных, с  названиями профессий людей, которые разводят домашних животных  и ухаживают за ними;

-расширять и систематизировать знания о домашних,  зимующих (+дятел) и перелетных птицах (+журавль, утки),   находить признаки сходства и различия;                                                                                                                                                                                                                                                       

-расширять и систематизировать знания о насекомых, знакомить с особенностями их жизни;

-обобщить, систематизировать   знания детей об овощах (+тыква, баклажан), фруктах (+ананас, гранат), ягодах (+крыжовник, смородина, земляника, черника);

- расширить и уточнить представления детей о деревьях (хвойные и лиственные), кустарниках (сирень),  травянистых растениях (подорожник, крапива, василек, астры, мак);

-расширять представления детей о грибах;

-познакомить детей с особенностями труда людей в полях осенью, с зерновыми культурами (гречиха, рис,  пшеница, рожь); с процессом изготовления хлеба (колосья, зерно, мука, тесто);

-рассказать о влиянии тепла, солнечного света, воздуха и воды  на жизнь людей, животных и растений;

-закреплять представления о сезонных изменениях:

Осень: осенние месяцы, похолодание,  сокращение продолжительности дня, земля от заморозков стала твердой, заледенели лужи, ранняя и поздняя осень

Зима: названия зимних месяцев,  заморозки, гололед, снегопады, сильные ветры, вьюга, растительный  и животный мир зимой

Весна: весенние месяцы, тает снег, разливаются реки, начинается ледоход, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени, птицы вьют гнезда, у животных появляются детеныши

Лето: месяцы, самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко, бывают ливневые дожди, грозы, радуга;

- развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;                                                                                                                                               - поддерживать проявление избирательности в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов, самостоятельности и инициативы (замечать противоречие, высказывать предположение, использовать разные способы проверки, применять результаты исследований в разных областях деятельности;

-обогащать представления о природе родного края и различных природных зон (тундра, пустыня, степь, тропики), о многообразии природного мира и причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе);

-воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе,  эстетические чувства, связанные с красотой природного мира, основы гуманно-ценностного отношения к природе.

«Осень»

В теме «Осень» деятельность направлена на формирование у детей  представлений  о  том, что:

  • день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается света и тепла, нарастает прохлада и холод; часто бывает облачность и моросящие дожди. Такие условия - постепенное уменьшение света и тепла - влияют на растения, они меняют свое состояние - готовятся к предстоящей зиме :

  • лес неуловимо меняется, зеленые листья блекнут;

  • изменяется цвет листьев на деревьях (время расцветания и цвет листьев уразличных деревьев имеют свои особенности);

  • плоды, семена деревьев и кустарников: их сравнение, нахождение по описанию, игры с ними;

  • листопад, постепенное обнажение деревьев, смена их облика; сравнение листьев по цвету, величине, форме;

  • на месте облетевших листьевпочки, из которых весной разовьются новые листья. Почки «одеваются в шубу»- покрываются многочисленными  чешуйками, чтобы легче пережить зиму;

  • на лугу желтеет трава, появляются сухости;

  • на полях заканчивается уборка урожая, земли обрабатываются, подготавливаются к будущему посеву.

     «Зима»

    В теме «Зима» предусматривается формирование у детей представлений:

  • ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается, мало греет. Холодно, мороз, небо частосерое, облачное, идет снег; иногда бывает вьюга, метель. Растения приспосабливаются к суровым условиям зимы; деревья и кустарники замерзли, стоят без листьев, не растут; трава завяла, но под землёй у них сохранились корни и корневища.

  • деревья находятся в состоянии покоя, «спят». Рассматривать кроны, ветки деревьев, структуру и цвет коры; сравнивать и узнавать деревья по стволу, форме, семенам; любоваться деревьями в инее, отмечать, на каких деревьях  (лиственных, хвойных) больше снега;

  • наблюдать за состоянием парков, скверов, комнатными растениями в детском саду и дома.

    «Весна»

    Работа направлена на расширение представлений о весенних изменениях в живой и неживой природе:

  • заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небо всё выше, с каждым днём даёт всё больше света и тепла. Тает снег, лёд, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для растений становятся с каждым днём лучше, поэтому они оживают: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, вырастает заново трава;

  • в лесу издали видно, что крона деревьев чуть порыжела, она уже не такая прозрачная, как была зимой. Это зацвела серая ольха. Можно хорошо разглядеть буровато- красные сережки. Вслед за ольхой зацветает орешник, а затем красная верба, осина, ива;

  • первые проталины (снег только сошёл, а трава уже зелёная);

  • первые цветы – подснежники, появление других цветов.

  • в лиственном лесу весна уже в разгаре, а в ельнике ещё полно снега, солнцу трудно пробиться через густую хвою.

  • пробуждение деревьев (сокодвижение, набухание и распускание почек, первая зелёно-дымчатая листва, светло- зелёный наряд деревьев).

  • цветение черёмухи, вишни, яблони и других фруктовых деревьев.

     «Лето»

    Тема «Лето» знакомит детей с тем, что:

  • < >«белой» или короткой, много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут тёплые дожди, бывают ливни с грозами, появляется радуга.  Прекрасные условия для роста  растений;

    под влиянием солнечного света, тепла бурно растут травы, цветы, кустарники, деревья; после цветения появляются плоды, ягоды;

  • зелень и окраска цветов становятся ярче; при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет;

  • лето удивительно богато запахами цветов, трав, деревьев. В лесу пахнет можжевельник, сосна, черёмуха. Особый запах имеют грибы, земляника. Неповторимы запахи свежескошенной травы, молодого сена, таких трав, как мята, ромашка, чабрец. Надо учить детей различать запахи, запоминать их;

  • цветовой покров постепенно меняется. На лугу множество трав, цветов. Дети учатся наблюдать, видеть, слышать, ощущать; запоминать лекарственные травы, названия цветов, любуются красотой.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

ссылки