Программное содержание реализации регионального компонента
основной общеобразовательной программы ДОУ
в процессе ознакомления с природой родного края
У каждого листочка, у каждого ручья Есть главное на свете – есть Родина своя. И там, где мы родились, где радостно живем, Края свои родные мы Родиной зовем! |
Программа "Детство" раскрывает содержание знаний о природе в разделе "Ребёнок открывает мир природы".
Главной задачей в старшем дошкольном возрасте становится воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентиров в поведении и деятельности.
Рассматривается материал в следующих блоках:
-
растения, животные, человек, как представители живого в мире природы;
-
представления о потребностях конкретных растений, животных, людей в условиях среды;
-
представления о различных средах обитания;
-
представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ;
-
взаимосвязь и взаимодействие живых организмов в сообществах (экосистемах).
Авторы программы предлагают разработанные по возрастам познавательные и речевые умения, практические умения и отношения к природе, которые должны быть сформированы у детей.
Таким образом, в программе "Детство" одним из важнейших направлений является экологическое воспитание детей.
Цель: формирование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края
Образовательные задачи:
- Уточнить, расширить и конкретизировать знания детей о многообразии растений ближайшего природного окружения.
- Дать детям обобщенные представления об общих и существенных признаках растений, о приспособленности растений к взаимодействию с внешней средой в соответствии с климатическими особенностями родного края.
- Уточнить, расширить и обобщить знания детей о строении растений, о признаках и свойствах растений как живых организмов, о значении целостности живого организма - растения.
- Дать детям первичные представления о росте, развитии и размножении растений.
- Дать детям обобщенные представления о потребностях растений как живых организмов и особенностях состояния растений в разные сезоны.
- Дать детям конкретные представления о дифференцированных потребностях растений в различных факторах внешней среды (свет, тепло, влага, деятельность человека).
- Дать детям элементарные знания о различных средах обитания растений, о видовом составе различных растительных сообществ родного края (лес, луг, водоем).
- Дать детям элементарные знания о лекарственных растениях родного края.
Развивающие задачи:
- Развивать сенсорные способности детей, умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, существующие в природе.
-Способствовать развитию познавательных интересов.
-Развивать потребность в мыслительной деятельности как в форме познания, способности самостоятельно размышлять и логически рассуждать (умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы).
-Развивать наблюдательность, любознательность, способность к самостоятельному экспериментированию.
-Развивать мышление, внимание, речь, навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Развитие коммуникативных навыков, способности к эмпатии.
- Развитие креативности, способности к эстетическому восприятию природы родного края.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к миру растений родного края, позитивно-деятельностное отношение к ним.
-Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку решать задачи сообща.
- Уметь договариваться, помогать друг другу.
-Формировать самооценку своих действий, достижений; воспитывать стремление выражать своё отношение к окружающей действительности.
Образовательная область «Познание» (3-4 года)
Мир природы:
-познакомить детей с названиями, внешним видом и образом жизни диких животных (медведь, лиса, заяц);
-учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках и называть домашних животных (кошку, собаку, корову);
-познакомить с названиями, внешним видом и образом жизни домашних (петух, курица, цыпленок) и диких птиц (ворона, воробей);
-познакомить детей с часто встречающимися насекомыми (бабочка, божья коровка, жук);
- формировать первоначальные представления о том, что овощи растут в огороде на грядках (огурец, помидор, морковь, лук), а фрукты (яблоко, груша, банан, лимон) растут в саду на деревьях;
- учить различать овощи и фрукты по внешнему виду, вкусу и запаху;
-формировать первоначальные представления о растениях, их особенностях и назначении (одуванчик, ромашка, колокольчик);
- познакомить с глиной, песком и снегом;
-знакомить с характерными особенностями времён года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились цветы), с сезонными изменениями в жизни людей;
-способствовать накоплению ярких впечатлений о природе; побуждать различать и правильно называть достаточное количество растений и животных, их характерные признаки;
-вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы;
- формировать представления о признаках и свойствах живых организмов (двигаются, питаются, дышат, растут), их потребностях, назначении основных органов и частей, значимости целостности организма;
-иметь общие представления о средах обитания растений и животных, их приспособлении к среде и сезонным изменениям.
Образовательная область «Познание» (возраст 4-5 лет)
Мир природы
-формировать обобщающее понятие дикие животные (+белка, еж, волк, их детеныши); учить называть отличительные особенности их внешнего вида; познакомить с повадками животных, где они живут, чем питаются;
-учить детей узнавать и называть животных жарких стран (жираф, слон, крокодил, лев, обезьяна), уточнить знания о частях тела, особенностях жизни;
-формировать обобщающее понятие домашние животные (+лошадь, свинья), познакомить с повадками животных, где они живут, чем питаются, какую приносят пользу; познакомить с названиями детёнышей домашних животных;
- дать обобщающее понятие домашние птицы (+ утка, гусь и их птенцы), познакомить с повадками птиц, как подают голос, где живут, чем питаются, какую пользу приносят;
-дать понятия зимующие (+сорока, голубь) и перелетные птицы (ласточка, скворец), познакомить с внешним видом птиц, их повадками;
-дать обобщающее понятие насекомые (+пчела, стрекоза, муха), познакомить детей с тем, какую пользу и вред приносят насекомые;
- формировать обобщающие понятия фрукты (+апельсин, слива) и овощи (+капуста, картофель, репа); уточнить цвет, форму, вкусовые качества овощей и фруктов, место их произрастания, расширять знания детей о пользе фруктов;
- формировать обобщающие понятия цветы (+ мать и мачеха), деревья (ель, береза, клен, рябина), уточнить их строение;
-познакомить с комнатными растениями (фикус, герань), со способами ухода за ними;
-дать представления о свойствах воды, песка и снега;
-знакомить с сезонными изменениями:
Осень: похолодало, идут дожди, люди надевают теплые вещи, на деревьях пожелтели и опадают листья, птицы улетают в теплые края.
Зима: холодно, идет снег, люди надевают зимнюю одежду, лед, скользко, можно упасть.
Весна: ярче светит солнце, потеплело, тает снег, лужи, появилась травка, распустились листья на деревьях, появляются насекомые.
Лето: яркое солнце, жарко, летают бабочки, цветут растения, люди купаются.
-познакомить с разнообразием явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман, снегопад, позёмка, ветер, ураган, шторм), свойствами и качествами природных материалов (песок, глина, снег);
-расширять представления о мире растений и животных, местах обитания, приспособлении к среде и сезонным изменениям, биологических потребностях;
-учить устанавливать связь между строением органа растения или животного и его назначением, между способами поведения животных и условиями среды;
-поддерживать радостные чувства, удивление от общения с природой, способствовать сдерживанию негативных побуждений.
Образовательная область «Познание» (5- 6 лет)
Мир природы:
-расширять знания детей о диких животных (+барсук, лось) и их детенышах: внешний вид, повадки, пища, жилище, познакомить детей с приспособлениями диких животных к среде обитания (сезонные изменения);
-уточнить названия животных и их детенышей, которые живут в холодных и жарких странах (белый медведь, пингвин, зебра, тигр, верблюд), характерные особенности внешнего вида, повадки;
-расширять знания детей о домашних животных (+ коза, овца) и их детенышах;
-познакомить с перелетными (+лебедь, грач), зимующими (+синица, снегирь), домашними птицами (+индюк), формировать обобщающие понятия, дифференцировать их; учить находить признаки сходства и различия птиц, выражать их в речи;
-формировать обобщающее понятие насекомые (+кузнечик, муравей, майский жук, комар, оса), познакомить с особенностями внешнего вида насекомых;
-формировать обобщающее понятие ягоды (вишня, клубника, малина, виноград); расширять знания о фруктах (+киви, персик, мандарин) и овощах (+свекла, перец, кабачок, чеснок), познакомить детей со способами заготовки фруктов, ягод и овощей;
-познакомить с деревьями дубом и сосной, учить различать деревья по листьям и плодам;
-познакомить с садовыми цветами (розой, тюльпаном, нарциссом);
-познакомить с грибами (подберезовик, лисички, мухомор); дать понятие съедобные и несъедобные грибы;
-закреплять знания о комнатных растениях (+фиалка), дать представление о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух;
-познакомить со свойствами камня, земли, воздуха, сезонными изменениями:
Осень: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме, устанавливать связи (похолодало – исчезли насекомые – улетели птицы)
Зима: холод, в мороз вода превращается в лед, сосульки, часто бывают метели, гололед, постоянный снеговой покров, снегоуборочные машины
Весна: солнышко светит, стало теплее, набухли почки, появились листочки, травка, распустились подснежники, появились насекомые; формировать представления о работах в саду и огороде весной
Лето: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
-развивать интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами, ухаживать за животными и растениями.
-обогащать представления о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях (юг, север), о приспособлении к среде обитания и сезонным изменениям;
-познакомить с грибами, растениями, животными, человеком как представителями живого в мире природы; показать сходство и различие в проявлении некоторых жизненных функций;
-учить замечать признаки неблагоприятного состояния природных объектов, устанавливать связь с удовлетворением их потребностей;
-формировать представления об особенностях условий, необходимых для роста детёнышей животных, молодых растений;
-дать представления о природных сообществах леса, луга, парка, водоёма, взаимосвязи объектов, приспособлении к условиям, необходимости их охраны;
-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
Образовательная область «Познание» (6-7 лет)
Мир природы:
-уточнить знания детей о животных наших лесов (+рысь, бобер), животных Севера и жарких стран (+бегемот, носорог, кенгуру, тюлень), расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде (+способы защиты);
-познакомить с названиями жилищ домашних животных, с названиями профессий людей, которые разводят домашних животных и ухаживают за ними;
-расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих (+дятел) и перелетных птицах (+журавль, утки), находить признаки сходства и различия;
-расширять и систематизировать знания о насекомых, знакомить с особенностями их жизни;
-обобщить, систематизировать знания детей об овощах (+тыква, баклажан), фруктах (+ананас, гранат), ягодах (+крыжовник, смородина, земляника, черника);
- расширить и уточнить представления детей о деревьях (хвойные и лиственные), кустарниках (сирень), травянистых растениях (подорожник, крапива, василек, астры, мак);
-расширять представления детей о грибах;
-познакомить детей с особенностями труда людей в полях осенью, с зерновыми культурами (гречиха, рис, пшеница, рожь); с процессом изготовления хлеба (колосья, зерно, мука, тесто);
-рассказать о влиянии тепла, солнечного света, воздуха и воды на жизнь людей, животных и растений;
-закреплять представления о сезонных изменениях:
Осень: осенние месяцы, похолодание, сокращение продолжительности дня, земля от заморозков стала твердой, заледенели лужи, ранняя и поздняя осень
Зима: названия зимних месяцев, заморозки, гололед, снегопады, сильные ветры, вьюга, растительный и животный мир зимой
Весна: весенние месяцы, тает снег, разливаются реки, начинается ледоход, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени, птицы вьют гнезда, у животных появляются детеныши
Лето: месяцы, самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко, бывают ливневые дожди, грозы, радуга;
- развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир; - поддерживать проявление избирательности в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов, самостоятельности и инициативы (замечать противоречие, высказывать предположение, использовать разные способы проверки, применять результаты исследований в разных областях деятельности;
-обогащать представления о природе родного края и различных природных зон (тундра, пустыня, степь, тропики), о многообразии природного мира и причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе);
-воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира, основы гуманно-ценностного отношения к природе.
«Осень»
В теме «Осень» деятельность направлена на формирование у детей представлений о том, что:
-
день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается света и тепла, нарастает прохлада и холод; часто бывает облачность и моросящие дожди. Такие условия - постепенное уменьшение света и тепла - влияют на растения, они меняют свое состояние - готовятся к предстоящей зиме :
-
лес неуловимо меняется, зеленые листья блекнут;
-
изменяется цвет листьев на деревьях (время расцветания и цвет листьев уразличных деревьев имеют свои особенности);
-
плоды, семена деревьев и кустарников: их сравнение, нахождение по описанию, игры с ними;
-
листопад, постепенное обнажение деревьев, смена их облика; сравнение листьев по цвету, величине, форме;
-
на месте облетевших листьевпочки, из которых весной разовьются новые листья. Почки «одеваются в шубу»- покрываются многочисленными чешуйками, чтобы легче пережить зиму;
-
на лугу желтеет трава, появляются сухости;
-
на полях заканчивается уборка урожая, земли обрабатываются, подготавливаются к будущему посеву.
«Зима»
В теме «Зима» предусматривается формирование у детей представлений:
-
ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается, мало греет. Холодно, мороз, небо частосерое, облачное, идет снег; иногда бывает вьюга, метель. Растения приспосабливаются к суровым условиям зимы; деревья и кустарники замерзли, стоят без листьев, не растут; трава завяла, но под землёй у них сохранились корни и корневища.
-
деревья находятся в состоянии покоя, «спят». Рассматривать кроны, ветки деревьев, структуру и цвет коры; сравнивать и узнавать деревья по стволу, форме, семенам; любоваться деревьями в инее, отмечать, на каких деревьях (лиственных, хвойных) больше снега;
-
наблюдать за состоянием парков, скверов, комнатными растениями в детском саду и дома.
«Весна»
Работа направлена на расширение представлений о весенних изменениях в живой и неживой природе:
-
заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небо всё выше, с каждым днём даёт всё больше света и тепла. Тает снег, лёд, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для растений становятся с каждым днём лучше, поэтому они оживают: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, вырастает заново трава;
-
в лесу издали видно, что крона деревьев чуть порыжела, она уже не такая прозрачная, как была зимой. Это зацвела серая ольха. Можно хорошо разглядеть буровато- красные сережки. Вслед за ольхой зацветает орешник, а затем красная верба, осина, ива;
-
первые проталины (снег только сошёл, а трава уже зелёная);
-
первые цветы – подснежники, появление других цветов.
-
в лиственном лесу весна уже в разгаре, а в ельнике ещё полно снега, солнцу трудно пробиться через густую хвою.
-
пробуждение деревьев (сокодвижение, набухание и распускание почек, первая зелёно-дымчатая листва, светло- зелёный наряд деревьев).
-
цветение черёмухи, вишни, яблони и других фруктовых деревьев.
«Лето»
Тема «Лето» знакомит детей с тем, что:
- < >«белой» или короткой, много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут тёплые дожди, бывают ливни с грозами, появляется радуга. Прекрасные условия для роста растений;
под влиянием солнечного света, тепла бурно растут травы, цветы, кустарники, деревья; после цветения появляются плоды, ягоды;
-
зелень и окраска цветов становятся ярче; при длительном отсутствии дождя краски блекнут, трава желтеет;
-
лето удивительно богато запахами цветов, трав, деревьев. В лесу пахнет можжевельник, сосна, черёмуха. Особый запах имеют грибы, земляника. Неповторимы запахи свежескошенной травы, молодого сена, таких трав, как мята, ромашка, чабрец. Надо учить детей различать запахи, запоминать их;
-
цветовой покров постепенно меняется. На лугу множество трав, цветов. Дети учатся наблюдать, видеть, слышать, ощущать; запоминать лекарственные травы, названия цветов, любуются красотой.