«Сформированность представлений старших дошкольников о природе родного края и ее особенностях»
для детей 5-7 лет
Знания |
Критерии |
Инструментарий |
Наглядный материал |
Оценка знаний детей |
||||
знает
|
отвечает с помощью взрослого
|
затрудняется отвечать
|
||||||
о животных и растениях как о живых организмах и об условиях их существования; |
Определяет экосистемы по характерным признакам. В полном объёме классифицирует, обобщает. Классификация носит содержательный характер.
|
Что изображено на картинках. Назови характерные признаки каждой.
Какая экосистема характерна для нашего округа? |
Картинки с изображением озера, болото, луга, степь, пещеры, лес, пустыня, тундра, тайга, море, река, океан Характерные признаки Озеро- водоем, окруженный сушей, бывают пресные и соленые Покажи, какие животные и растения можно найти у озера. Болота… Река…. Луг-… И т.д. Река, озеро, болото, лес, тайга. |
|
|
|
||
Знает что такое Красная книга
|
Беседа по вопросам: -Что такое Красная книга? -Зачем нужна Красная книга Курганской области? |
Иллюстрации с изображением Красной книги России и Курганской области |
|
|
|
|||
деятельность общения с природой, основанная на знаниях: |
Знает заповедные места округа
|
Что такое заповедник? Для чего нужны заповедник? Кто следит за заповедниками? Если ты в заповеднике, то как ты будешь там себя вести? Почему? |
|
|
|
|
||
о жизни животного и его закономерностях; |
Знает, как стать другом для природы?
|
У тебя есть друг? Как его зовут? Почему ты его считаешь другом? А тебе плохо без друга? Почему? |
Серия картинок: Кто из ребят друг природы а кто - нет? Почему? Посмотри на картинки и скажи, как помочь природе в этой |
|
|
|
||
о тождестве человека с другими живыми существами проявляющихся в природоохранных поступках, уходе за объектами природы. |
|
Подумай и скажи: можно ли стать другом для природы? Кто такой друг природы? Можешь ли ты себя считать другом природы? Почему? |
ситуации (не разорять муравейники, подвязать веточку березы, замазать кору пораненного дерева, глиной, чтобы не вытекал сок и др.) Можно использовать знаки предупреждения (экологические) |
|
|
|
||
Накопление эмоционально-нравственного опыта в ходе общения с природой и на основе формирования отношения к природе. |
Флора и фауна –основные понятия
|
Посмотри на картинки и скажи кто здесь изображен? (Царица Флора и царица Фауна) Чем правит царица Флора? Фауна? |
Картинки Царица Флора в цветах, растениях Царица Фауна символизирует животный мир |
|
|
|
||
|
Знает животных нашего края выделяет «краснокнижников»
|
Как называется наша область?
|
Альбом с гербами Шатрово, Курганской области, России, Москвы
Классификация картинок животных нашего края, и «краснокнижников» |
|
|
|
||
|
Знает растительный мир нашего края
|
Расскажи, какие растения есть в нашем лесу.
|
Классификация растительного мира края Набор карточек. Ягоды (морошка, голубика, черника, клюква, брусника, малина, земляника, шиповник, рябина, калина, черемуха) Грибы-…. Деревья-… Кустарники-… Травы-… Цветы-… |
|
|
|
||
|
Называет растения- «краснокнижники»
|
Какие из этих растений необходимо сохранять, какие считаются редкими? Знаешь ли ты их названия. Что ты о них можешь рассказать? |
Набор картинок. |
|
|
|
||
|
Понимает экологические знаки, их назначение |
Вспомни, какие знаки существуют вокруг нас. Какие знаки и где применяют? Для чего? Найди дорожные знаки Музыкальные знаки Математические знаки А какие знаки еще есть?
Что они означают? Где их можно располагать или встретить? Для чего и кого нужны такие знаки? |
Набор карточек знаков дорожных, ноты, математические и экологические |
|
|
|
||
Уровни
Возраст детей (группа)
|
Старший дошкольный возраст |
||
Уровни
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Знает свою фамилию, имя, отчество, возраст и дату рождения.
Знает всех членов своей семьи и ближайших родственников по фамилии, имени, отчеству.
Самостоятельно ориентируется в помещении и на территории ДОУ, в своём селе.
Знаком с достопримечательностями села, знает улицы села, историю их названия.
Имеет представления о символике России, области, района, и географических особенностях России.
Активен в подготовке и проведении общественно-значимых праздников.
Самостоятельно называет и определяет культурные центры столицы России (Третьяковская галерея, Большой театр).
Знает назначение Армии, различает рода войск, имеет представление о роли Армии в годы Великой Отечественной Войны.
Оценивает и высказывает суждения о явлениях общественной жизни по предлагаемой теме.
Определяет экосистемы по характерным признакам. В полном объёме классифицирует, обобщает. Классификация носит содержательный характер. Знает правила поведения в природе и старается их выполнять.
Имеет полные представления о содержании труда взрослых и отражает их профессиональные отношения во всех видах деятельности (8-10 профессий).
Самостоятельно различает труд людей сельских и городских профессий и понимает их взаимосвязь.
Любит трудиться на общую пользу, умеет добиваться результата.
Различает и передаёт характерные элементы произведений декоративно-прикладного искусства.
Имеет представление о народных промыслах.
Проявляет самостоятельность, активность в народных играх. Самостоятельно может организовать игру.
Определяет художников иллюстраций по технике изображения.
Понимает смысл и использует в активной речи произведения устного народного творчества.
Проявляет интерес к людям другой национальности, выражает стремление петь песни, танцевать, узнавать о них больше.
|
Знает свою фамилию, имя, отчество, возраст.
Знает и называет близких членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству.
Ориентируется в помещении и на территории ДОУ.
Имеет представление о достопримечательностях села, знает названия улиц.
Знаком с понятиями «герб», «флаг», «гимн».
Принимает участие в проведении общественно-значимых праздниках.
Называет некоторые культурные центры столицы, используя помощь педагога.
Имеет неполные представления об Армии, частично называет рода войск.
Оценивает и высказывает суждения о явлениях общественной жизни с помощью тематических вопросов взрослого.
При помощи наводящих вопросов, определяет по характерным признакам экосистемы, группирует, обобщает. Классификация носит формальный характер. Знает правила поведения в природе, выполняет по просьбе взрослого.
Имеет представления о содержании и предметах труда взрослых (6-8 профессий). Переносит профессиональные отношения в игровую деятельность по инициативе взрослого, ребёнка. Различает труд сельских и городских профессий с помощью педагога.
Трудовая деятельность ребёнка стимулируется.
Частично передаёт элементы произведений декоративно-прикладного искусства по образцу.
Играет в подвижные, хороводные игры, не соблюдает правила игры, ошибается. Может организовать игру с помощью взрослого.
Определяет иллюстрации художников с помощью педагога.
Осмысливает пословицы и поговорки с помощью наводящих вопросов, не часто использует в активной речи произведения устного народного творчества.
Пассивный интерес к традициям людей разных национальностей. |
Знает свою фамилию, имя. Отчество, дату своего рождения не называет.
Не называет членов своей семьи по отчеству. Не знает и не называет ближайших родственников по фамилии, имени, отчеству. Недостаточно хорошо ориентируется в помещении детского сада, на её территории. Не знает село, в котором он живёт.
Затрудняется в назывании достопримечательностей села, названий улиц, не знает их историю.
Отсутствуют представления о символике России, области, района.
Не принимает участие в подготовке и проведении общественно-значимых праздниках. Не называет, не определяет культурные центры столицы.
Имеет элементарные представления об Армии, рода войск не называет.
Не умеет оценивать и высказывать суждения о явлениях общественной жизни.
Не определяет по характерным признакам экосистемы. Неправильно классифицирует объекты живой природы.
Не знает и не выполняет правила поведения в природе.
Имеет неполные представления о содержании труда взрослых (4-6 профессий). Частично отображает профессиональные отношения взрослых в процессе игры, труда, продуктивных видах деятельности.
Не понимает взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий.
Не проявляет желания и отказывается трудиться на общую пользу.
Не различает и не передаёт основные характерные элементы произведений декоративно-прикладного искусства.
Отсутствуют представления о народных промыслах.
Имеет представления о народных подвижных играх, но не принимает в них участие. Игру организовать не может, малоактивен.
Не знает художников-иллюстраторов, не называет их произведения, технику изображения.
Не понимает смысл пословиц и поговорок, не использует их в активной речи.
Не проявляет интереса к традициям, культуре других народов. Не осознаёт свою национальную принадлежность
|
ПОКАЗАТЕЛИ
Родная природа |
Не определяет по характерным признакам экосистемы: - луг - поле - степь |
|
Не группирует животный мир: звери, насекомые, птицы, рыбы |
|
|
Не классифицирует объекты живой природы: - по среде обитания - по типу передвижения - по источнику питания |
|
|
Не различает по внешним признакам виды растений: - травянистые растения - комнатные растения - культурные растения поля (злаковые) |
|
|
Бережно не относится к живой и неживой природе, не понимая положительные и отрицательные последствия своего вмешательства |
|
|
Не принимает участие в мероприятиях по охране природы |
|
|
Родная природа |
Не определяет по характерным признакам экосистемы: - лес - луг - поле - степь - горы - болото - водоёмы (море, река, озеро, пруд) |
|
Не группирует животный мир: звери, насекомые, птицы, рыбы |
|
|
Не классифицирует объекты живой природы: - по среде обитания - по типу передвижения - по источнику питания |
|
|
Не различает по внешним признакам виды растений: - травянистые растения - комнатные растения - садово-огородные растения (овощи, фрукты, ягоды) - культурные растения поля (злаковые) |
|
|
Бережно не относится к живой и неживой природе, не понимая положительные и отрицательные последствия своего вмешательства |
|
|
Не принимает участие в мероприятиях по охране природы |
|
|
Труд людей |
Не имеет представление о содержании и предметах труда взрослых: строитель (каменщик, маляр, плотник), милиционер, библиотекарь, люди работающие на разных видах транспорта (речник, лётчик, водитель, машинист), учитель, парикмахер, работники ателье |
|
Не отражает профессиональные отношения взрослых в процессе игры, труда, продуктивных видах деятельности |
|
|
Не понимает взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий |
|
|
Не проявляет желание трудиться на общую пользу |
|
|
Не стремится быть полезным, добиваться результата труда |
|
|
Народное творчество |
Не различает и не передаёт основные характерные элементы декоративно-прикладного искусства: хохлома, гжель, городецкий узор, дымковский узор, жостово, узоры на бересте, палех |
|
Не имеет представление о народных промыслах |
|
|
Не играет в подвижные и хороводные народные игры, знает правила |
|
|
Не умеет их организовать |
|
|
Не знает произведения художников иллюстраторов (Е. Чарушин, Е. Рачёв, И. Шишкин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Серов, Ю. Коровин, В. Сутеев) |
|
|
Не понимает смысл пословиц и поговорок |
|
|
Не использует в активной речи произведения устного народного творчества |
|
|
Народы нашей страны |
Не проявляет терпимость, уважение к традициям людей других национальностей |
|
Не знает национальности окружающих: детей группы, сотрудников детского сада, ближайшего окружения |
|
|
Не осознаёт свою национальную принадлежность |
|
|
Не знает названия национальных праздников и умеет их объяснить |
|
|
Не даёт оценку поступкам героев художественных произведений разных народов |
|