РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по разделу «Ребёнок открывает мир природы»
для старшей разновозрастной группы
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе комплексной образовательной программы «Детство» под ред. В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, в соответствии с рекомендациями Г. С. Александровой, Е.А.Мартыновой, И.М.Сучковой.
Для дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.
Актуальность программы «Ребёнок открывает мир природы» в том, что она формирует у детей познавательные, эстетические и глубоко-нравственные отношения к природе, которые им будут необходимы в дальнейших ступенях жизни, непосредственно соприкасаясь с миром вокруг нас.
Основные задачи программы:
- обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- включать дошкольников в посильную деятельность по уходу за живыми существами (это способствует установлению первых естественных взаимопониманий детей с миром природы);
- воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживание, связанные с красотой природы.
Программа разработана в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком Учреждения:
количество занятий в месяц - 2 занятия
общее количество занятий - 18
длительность занятий - 12 -15 минут;
время проведения занятий - I половина дня;
диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).
Содержание раздела «Представления»
-
Растения. Названия некоторых деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего природного окружения, уголка природы, их отличительные признаки: окраска, размер и форма листьев, цветков стебля. Опознавательные характерные признаки конкретных деревьев (стебель/ствол один, высокий, толстый); отдельных кустов (несколько стеблей/стволов, они тоньше, чем стволы деревьев); конкретных трав.
-
Общие существенные признаки растений
Растения прикреплены к земле, имеют корень, листья, цветок, плод. Конкретное растение (например, бальзамин) живое: оно растёт, цветёт, протягивает листья к свету, питается, если у него есть корень. Каждому растению, чтобы выжить, нужны все части: корень, стебель, листья.
-
Потребности растений, состояние растения
Растение живёт, если ему достаточно места, влаги, тепла. Признаки хорошего состояния растений: зелёные сочные листья, упругий стебель, растение растёт. Характерные признаки неудовлетворительного состояния растений: листья желтеют, опадают, вянут, не растут.
-
Уход за комнатными растениями
За комнатными растениями человек ухаживает для того, чтобы они чувствовали себя хорошо, украшали его дом. Структура конкретного трудового процесса (цель: удовлетворение потребностей растения во влаге; предмет: растение с признаками неудовлетворенных потребностей – с пыльными листьями, сухой твёрдой землёй: средства труда: инструменты, материалы; трудовые операции и их последовательность; результат: растение в хорошем состоянии).
-
Сезонное состояние растений
Особенности состояния конкретных растений в разные сезоны (осенью созревают плоды, листья желтеют и опадают, растения не растут; зимой деревья, кусты, травянистые растения замирают, не растут). Весной много молодой нежной зелени на деревьях, кустах, первоцветы; летом растения хорошо растут, цветут, плодоносят.
-
Рост и развитие растений
Растение живое, ему нужны вода, тепло. Растения растут.
-
Местообитание растений, способ существования
Растения растут в разных местах: в комнате, в лесу, на лугу, в парке. На грядке и на клумбе, в аквариуме. Каждое растение корешками прикреплено к земле, не передвигается. Типичные представители некоторых экосистем: леса – ель, берёза, рябина, ландыш; луга – клевер, колокольчик, лютик; огорода – морковь, репа, огурец, помидор, редис; клумбы – тюльпан, нарцисс, астра, ромашка; комнаты – фикус, бегония, герань, бальзамин; водоёма (названия растений).
-
Дикие и домашние животные
Названия некоторых животных: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных ближайшего окружения, характерны видовые признаки представителей разных групп животных и каждого конкретного животного: особенности внешнего строения (количество конечностей, цвет, особенности головы и органов чувств), относительный размер животного; конкретное местообитание; животное живое, оно двигается, ест; у животных есть рот, он бывает разный (клюв, пасть с зубами); животное дышит воздухом, видит и слышит (есть глаза, орган слуха); назначение некоторых жизненно важных органов: знать, что животному нужны все органы.
-
Потребности животных – зверей, птиц, рыб, насекомых. Каждому животному для жизни необходимо место (жилище, убежище), свет и тепло, влага, пища.
-
Труд взрослого по уходу за домашними животными уголка природы.
Воспитатели ухаживают за животными; уход направлен на удовлетворение потребностей животного (делает так, чтобы ему было хорошо).
-
Изменение среды обитания животных по сезонам.
Осенью воздух становится холоднее, часты дожди, от дождей бывают лужи, солнце греет мало. Зимой холодно, вода и земля замерзают; снег покрывает землю; сильные ветры; сугробы. Весной и летом воздух становиться тёплым, солнце светит ярко, бывают грозы (гром, молния), дожди; земля и вода тёплые.
-
Приспособление животных к среде обитания.
Рыбы живут в воде, птицы летают в воздухе и ходят по земле, некоторые плавают в воде; звери живут на земле; некоторые животные – на земле, в воде, в воздухе.
-
Особенности жизнедеятельности по сезонам (приспособление к условиям).
Знать об особенностях состояния некоторых животных в разные сезоны, изменений внешнего вида и поведения, образа жизни (птицы собираются в стаи, улетают). Появление (рождение) детёнышей у животных, птенцов у птиц весной.
-
Рост и развитие животных.
Животные живые рождаются от других животных: от кошки – котёнок, от курицы – цыплёнок и т.д. Знать название детёнышей, особенности внешнего вида, яркие проявления поведения. За детёнышем домашнего животного (котёнком, цыплёнком, телёнком) ухаживает человек. Например, котёнка кормят, с ним играют, разговаривают, ласкают – заботятся о нём.
-
Животные различных мест обитания.
Знать отдельных животных живущих в лесу, на лугу, в пруду, аквариуме.
- < >
Познавательные и речевые умения.
Различать, узнавать, называть конкретные растения, животных. Уметь принимать цель наблюдения, представленную взрослым в игровой форме. Пользоваться сенсорными эталонами и обследовательскими действиями для выявления особенностей животных и растений. Находить общие признаки и признаки отличия у конкретных растений и животных. Уметь отвечать на вопрос: «Как узнал?».
-
Установление связей.
Продолжать накапливать опыт установления частых связей при наблюдении за конкретными фактами, явлениями природы: вода замерзает и превращается в лёд на улице в мороз, в холодильнике, на реке, в луже и т.д.; лёд и снег тают в руке, в помещении, весной на участке; летом жарко – дети легко одеты, могут купаться, играть с песком, водой.
У людей, животных есть глаза. Они помогают видеть всё, что их окружает. Ноги помогают ходить, прыгать, бегать и т.п.
-
Практические умения.
С помощью воспитателя поливать растения, обтирать пыльные листья, кормить аквариумных рыб, птиц и других животных кормом, приготовленным взрослыми. Сажать луковицы и крупные семена. Вместе с взрослыми и старшими детьми убирать участок – очищать его от снега и листьев. Собирать овощи и фрукты в саду и на огороде. Подкармливать птиц зимой.
Проявлять стремление к самостоятельности и радость от положительных результатов труда.
-
Отношение к природе.
Эмоционально откликаться, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, животными и их детёнышами, от пребывания в природной среде; быть доброжелательным в общении с животными, стремиться не принести вреда живому, не нарушить целостности экосистемы. Проявлять сочувствие, сопереживание друг другу, взрослым, больным, повреждённым живым существам.
Проявлять интерес к труду взрослых по уходу за животными, растениями.
Календарно-тематический план
№ занятия |
Название занятия |
Программное содержание |
Совместная деятельность педагога и детей |
СЕНТЯБРЬ |
|||
|
Диагностическое обследование
|
Выявить начальный уровень сформированности у детей знаний, умений, навыков. |
Диагностика промежуточных результатов освоения программы |
|
Наблюдение за котёнком
|
-Учить детей различать характерные признаки у домашних животных - кота: тело животного покрыто шерстью; уши треугольной формы; усы, характерный хвост, в лапах спрятаны когти; пища – молоко, рыба, мясо; способ питания – грызёт зубами, ласкает языком. -Развивать умения, анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, ноги, хвост), соотносить анализатор и признаки объекта. - Вызвать эмоциональный отклик от рассматривания и общения с домашним животным. -Воспитывать черты доброжелательности по отношению к домашним животным. |
ЧХЛ: С.Маршак «Усатый-полосатый», В.Сутеев «Кто сказал «мяу», К.Д.Ушинский «Васька». Беседы «Расскажи кукле, кто к нам приходил (беседа о котёнке)». Рассматривание картины «Кошка с котятами». Игровая ситуация «Живая кошка и игрушечный котёнок». Подвижные игры «Воробушки и Кот». Объясните и разучить приметы «Кошка моется – гостей созывает». |
|
|||
ОКТЯБРЬ |
|
||||||
|
Ознакомление с яблоком и грушей |
- Актуализировать знания детей о фруктах; - расширять представления о фруктах: яблоке, груше; - развивать умения различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха. |
Беседа «Расскажи кукле, какие у нас на тарелке фрукты», «К нам пришла осень», «Что выросло на нашем огороде?» П/игра «Узнай, что в руке» Д/игра «Найди, что назову», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек» «Узнай, что съел», «Угадай, что в руке», «найди, о чём расскажу», «Овощи и фрукты». Лото с элементами моделирования. Объяснить и разучить поговорку «Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь – капустой» |
|
|||
|
Рассматривание комнатного растения - бальзамина |
Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок); - развивать внимание; - вызвать эмоциональный отклик от рассматривания растения |
Беседа «О комнатных растениях находящихся в группе» Д/игра «Найди, о чём расскажу», «Угадай по описанию», «Какой цветок?», «Где спряталась матрёшка» Труд в природе. Уход за комнатными растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив). Прогулки «К цветнику», «У цветочной клумбы», «Большая лейка». П/игра «Вейся венок» Рассматривание иллюстрации с комнатными растениями. Познакомить детей с комнатными цветами в группе |
|
|||
НОЯБРЬ |
|
||||||
|
Рассматривание берёзы |
Уточнять представление о дереве (растение, основные части: корень, ствол, ветви, листья), используя модели; - развивать наблюдательность; - воспитывать интерес к наблюдению за деревьями. |
ЧХЛ В. Авдиенко «Осень» Труд в природе. Сбор осенних листьев, уборка участка, веранды. Д/игра «Найди листок», «Кто быстрее найдёт берёзу, тополь», «Найди в букете такой же листок» П/игра «Беги к тому, что назову», «Мы – осенние листочки» Поощрять желание детей отражать в рисунках приметы «Золотой осени» Наблюдения за опаданием листьев листья, падая шуршат; рассмотреть опавшие листья |
||||
|
Как звери в лесу готовятся к зиме |
- Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму); - развивать интерес к жизни диких животных в природе; - воспитывать добрые отношения к животным. |
Беседа «О жизни зверей в лесу» (с рассматриванием иллюстраций) ЧХЛ: А.Блок «Зайчик», Е.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка живёшь?», «Что за зверь?»; В. Бианки «Холодно в лесу зимой»; И. Соколов – Макитов «Ёж», «Белка», «Беляк»; Э.Шим. «Кто как идёт»; А.Фет «Лист сухой валится»; А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; Я.Аким «Осинка»; А.Майков «Осень», «Ноябрь». П/игра «У медведя у бору», «Поедем в лес», «Заинька выйди в сад». Д/игра «Назови, чей хвост», «Чей домик» Игровое упражнение. «Угадай чей хвост». Рассматривание картины «Заяц» В центре природы поместить модели трудового процесса, динамические модели «Белка в дупле», «Медведь в берлоге» |
||||
ДЕКАБРЬ |
|
||||||
|
Наблюдение за рыбой - карасём |
- Развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники), отличительные её признаки (чешуя); - закреплять знания о жизненно-важных условиях существования рыбы (вода, пища); - вызвать желание принимать участие в коллективном труде по оформлению аквариума. |
ЧХЛ. Н.Калинина «Как Вася ловил рыбу». Труд в природе. Создание искусственного аквариума. Рассматривание картины. «Аквариумные рыбки». В центре природы поместить модели строения тела рыбки (туловище с плавниками, форма тела, чешуя). Игровые упражнение. «Где спряталась рыбка». П/игра «Караси и щука» Д/игра «Кто, где живёт» Игровая ситуация. «Рыбки живые и игрушечные». Сравнение внешнего образа. В центре книги поместить стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка». |
|
|||
|
Мытьё комнатного растения |
- Познакомить со структурой трудового процесса; - учить, принимать цель с помощью моделей, по трудовым действиям и их последовательности, определять предмет труда, отбирать инструменты; - формировать умение, соотносить результат с целью; - вызвать желание ухаживать за растениями; - воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. |
Труд в природе. Протирать крупные листья комнатных растений. Уход за растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив). Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений. Рассматривание иллюстрации с комнатными растениями. В центре природы поместить модели трудового процесса (полив), модели строения растений |
|
|||
ЯНВАРЬ |
|
||||||
|
Рассматривание снегиря |
- Познакомить с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели; закрепить знания об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды); - воспитывать любознательность и интерес к наблюдению за жизнью птиц; - активизировать словарь, употребляя в речи слова и словосочетания «Снегирь», «красногрудый», «клюет ягоды», «рябина». |
ЧХЛ А.Барто «Птичка»; В.Жуковский «Птичка» (отрывок); А.Прокофьев «Снегири». Беседы «Если птичка живёт дома», «Холодно ли птицам зимой». Труд в природе. Подкормка птиц на прогулке. Прогулка «В птичьей столовой». Игровое упражнение «Воробушки и кот», «Какая это птица». Объяснить и разучить пословицу «Зимний денёк с воробьиный скок». |
|
|||
|
Сравнение комнатных растений – китайской розы и бальзамина |
- Учить сравнивать растения по их существенным признакам, выделяя признаки сходства и различия; - закрепить знания о строении растений (корень, стебель, лист, цветок); - развивать любознательность. |
Беседа «О комнатных растениях находящихся в группе», «Как живётся нашим комнатным растениям в выходной день» (растения засыхают, скучают). Д/игра «Найди, о чём расскажу», «Угадай по описанию», «Какой цветок?» Труд в природе. Уход за комнатными растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив). Рассматривание иллюстрации с комнатными растениями. В центре природы поместить модели строения растений. |
|
|||
ФЕВРАЛЬ |
|
||||||
|
Посадка лука |
- Закрепить знание о жизненно важных условиях произрастания растения (влага, свет, тепло); представление о последовательности трудового процесса: - вызвать у детей желание помогать взрослым (посильно трудиться на участке детского сада, дачном участке, на огороде у бабушки). |
В центре природы поместить модели последовательности трудового процесса – посадки лука. Труд в природе. Полив лука. Д/игра «Угадай растение по описанию», «Найди все цветущие растения». |
|
|||
|
Сравнение снегиря с вороной |
- Учить сравнивать двух птиц, находить у них признаки и сходства (крылья, клюв, ноги), различия (величина тела, цвет перьев); - закрепить знания о птице – вороне, используя модели; - воспитывать познавательный интерес к наблюдениям за птицами |
ЧХЛ А.Барто «Птичка», «Кто как кричит»; Е. Чарушин «Яшка». Беседа «О птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы - на прогулке и по иллюстрациям в группе). Труд в природе. Продолжать подкармливать птиц на прогулке. В центре природы поместить модель птиц. В центре книги поместить книги А,Барто «Птичка», С.Я.Маршака «Весенняя песенка». Игровые упражнения «Вороны», «Птичка», «Через ручеёк», «Загадайте, я отгадаю». П/игры «Птички, раз! Птички, два!», «Птички и автомобиль»
|
|
|||
МАРТ |
|
||||||
|
Рассматривание и сравнение рыбок |
- Формировать общее представления о золотой рыбке, о разнообразии речных рыб; - развивать умение сравнивать разные виды рыб, находить характерные признаки отличия (окраска, величина); - закреплять умение пользоваться моделями при сравнении |
ЧХЛ Н. Байрамов «Рыбка», Лейла Берх «Рыбка»; И.Токмакова «где спит рыбка»; Л. Якимцев «Чего хотеться рыбке» Труд в природе. Генеральная уборка в искусственном аквариуме. В центре природы поместить модели существенных признаков строение рыбы. Рассматривание картины. «Аквариумные рыбки», панно «Речные рыбы» Игровые упражнение. «Где спряталась рыбка». Игровая ситуация. «Рыбки живые и игрушечные». Сравнение внешнего образа.
|
|
|||
|
Чистая вода нужна всем |
Формировать представление о значении воды для всех живущих на земле; - закреплять гигиенические навыки |
Беседа «О пользе воды» ЧХЛ потешки о воде, А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр» В центре природы поместить модели ухода за комнатными растениями Опыт. Свойства воды |
|
|||
АПРЕЛЬ |
|
||||||
|
Путешествие в весенний лес |
- Формировать представления о весенних изменениях в природе, учить видеть взаимосвязи изменений в природе с изменениями в жизни растений и животных; - активизировать мыслительную деятельность посредствам решения логических задач; - развивать память, внимание; активизировать словарь. - Воспитывать гуманные чувства к природе. |
Прослушивание аудиозаписи музыки П.И, Чайковского из цикла «Времена года»: «Апрель» ЧХЛ З. Александрова «На солнышке согрелась ель», И. Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб» (стихи); Л. Толстой «Пришла весна», Л.Яхнин «Апрель». В центре природы поместить модели строения дерева и кустарника. П/игры «Птички, раз! Птички, два!», « Весёлый воробей», «Солнечные зайчики» Д/игры «Найди дерево», «Что изменилось» Объяснить и разучить пословицу «Апрель с водой, а май с весной» |
|
|||
|
Рассматривание цветущего дерева |
- Закрепить представления о дереве (У дерева есть ствол, ветви, листья, весной на деревьях появляются листья, на многих видны цветы); - воспитывать бережное отношение к природе. |
Прогулка «К цветущим деревьям» Д/игра «Найди листок», «Собери цветочек из частей» П/игра «Беги к тому, что назову». ЧХЛ И. Токмакова «Яблонька», «Черёмуха». |
|
|||
МАЙ |
|
||||||
|
Сравнение одуванчика и тюльпана |
- Учить различать и называть первоцветы (мать – и – мачеха, одуванчик, тюльпан); - сравнивать, находить признаки сходства и различия у одуванчика и тюльпана, пользуясь моделями; - закреплять умения правильно называть основные части растения, совершенствовать навыки обследовательских действий; - вызвать эмоциональный отклик на красоту растений, воспитывать бережное отношение к ним. |
Д/игры «Какой цветок убрали?» «От какого растения листья?». ЧХЛ С. Капутикян «Май», З. Александрова «Одуванчик», К.Д. Ушинский «Пчёлка на разведках» Труд в природе. Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением. Полив клумб с цветами и уход за ними. Прогулка «К цветнику», «Дождик песенку поёт». |
|
|||
|
Диагностика по разделу «Ребёнок открывает мир природы»
|
Выявить итоговый уровень сформированности у детей знаний, умений, навыков |
|
|
|||
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года дети должны знать:
-
Знать об особенностях состояния некоторых животных в разные сезоны, изменений внешнего вида и поведения, образа жизни (птицы собираются в стаи, улетают). Появление (рождение) детёнышей у животных, птенцов у птиц весной.
-
Знать название детёнышей, особенности внешнего вида, яркие проявления поведения. За детёнышем домашнего животного (котёнком, цыплёнком, телёнком) ухаживает человек.
-
Знать отдельных животных живущих в лесу, на лугу, в пруду, аквариуме.
-
Знать членов своей семьи и ближайших родственников. Понимать эмоциональное состояние близких людей и проявлять отзывчивость: помочь, посочувствовать, проявить сострадание.
-
Знать потребности взрослых и детей в пище, питье, тепле, в жилище и способы их удовлетворения.
-
Знать особенности жизнедеятельности детей и взрослых по сезонам: изменение в одежде, сезонные игры, подкормка птиц зимой и др.
-
Знать особенности внешнего вида и поведения детей, взрослых, пожилых людей.
Должны использовать:
-
Приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни.
Должны уметь:
-
Уметь принимать цель наблюдения, представленную взрослым в игровой форме. Пользоваться сенсорными эталонами и обследовательскими действиями для выявления особенностей животных и растений. Находить общие признаки и признаки отличия у конкретных растений и животных. Уметь отвечать на вопрос: «Как узнал?».
-
Уметь различать и называть конкретные виды деревьев, травянистых растений, животных разных групп
-
Уметь определять основное строение, особенности органов, замечать и понимать признаки живого, движения, питания, состояние по сезонам.
-
Участвовать в уходе за растениями и животными, включая в деятельность взрослых.