Понедельник
29.04.2024
09:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Терсюкский детский сад"
Главная Регистрация Вход
Ребёнок открывает мир природы »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по разделу «Ребёнок открывает мир природы»

для старшей разновозрастной группы

 

 

Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена на основе комплексной образовательной программы  «Детство» под ред. В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, в соответствии с рекомендациями Г. С. Александровой, Е.А.Мартыновой, И.М.Сучковой.

   Для дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают всё новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию.

   Актуальность программы  «Ребёнок открывает мир природы» в том, что она формирует у детей познавательные, эстетические и глубоко-нравственные отношения к природе, которые им будут необходимы в дальнейших ступенях жизни, непосредственно соприкасаясь с миром вокруг нас.

Основные задачи программы:

    - обогащать представления детей о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении. Осуществление этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

    - включать дошкольников в посильную деятельность по уходу за живыми существами (это способствует установлению первых естественных взаимопониманий детей с миром природы);

    - воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживание, связанные с красотой природы.

Программа разработана в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком Учреждения:

количество занятий в месяц - 2 занятия

общее количество занятий - 18

длительность занятий - 12 -15 минут;

время проведения занятий - I половина дня;

диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).                             

Содержание раздела «Представления»

  • Растения. Названия некоторых деревьев, кустов, травянистых растений ближайшего природного окружения, уголка природы, их отличительные признаки: окраска, размер  и форма листьев, цветков стебля. Опознавательные характерные признаки конкретных деревьев (стебель/ствол один, высокий, толстый); отдельных кустов (несколько стеблей/стволов, они тоньше, чем стволы деревьев); конкретных трав.

  • Общие существенные признаки растений

       Растения прикреплены к земле, имеют корень, листья, цветок, плод. Конкретное растение (например, бальзамин) живое: оно растёт, цветёт, протягивает листья к свету, питается, если у него есть корень. Каждому растению, чтобы выжить, нужны все части: корень, стебель, листья.

  • Потребности растений, состояние растения

       Растение живёт, если ему достаточно места, влаги, тепла. Признаки хорошего состояния растений: зелёные сочные листья, упругий стебель, растение растёт. Характерные признаки неудовлетворительного состояния растений: листья желтеют, опадают, вянут, не растут.

  • Уход за комнатными растениями

       За комнатными растениями человек ухаживает для того, чтобы они чувствовали себя хорошо, украшали его дом. Структура конкретного трудового процесса (цель: удовлетворение потребностей растения во влаге; предмет: растение с признаками неудовлетворенных потребностей – с пыльными листьями, сухой твёрдой землёй: средства труда: инструменты, материалы; трудовые операции и их последовательность; результат: растение в хорошем состоянии).

  • Сезонное состояние растений

       Особенности состояния конкретных растений в разные сезоны (осенью созревают плоды, листья желтеют и опадают, растения не растут; зимой деревья, кусты, травянистые растения замирают, не растут). Весной много молодой нежной зелени на деревьях, кустах, первоцветы; летом растения хорошо растут, цветут, плодоносят.

  • Рост и развитие растений

       Растение живое, ему нужны вода, тепло. Растения растут.

  • Местообитание растений, способ существования

       Растения растут в разных местах: в комнате, в лесу, на лугу, в парке. На грядке и на клумбе, в аквариуме. Каждое растение корешками прикреплено к земле, не передвигается. Типичные представители некоторых экосистем:  леса – ель, берёза, рябина,  ландыш; луга – клевер, колокольчик, лютик; огорода – морковь, репа, огурец, помидор, редис; клумбы – тюльпан, нарцисс, астра, ромашка; комнаты – фикус, бегония, герань, бальзамин; водоёма (названия растений).

  • Дикие и домашние животные

       Названия некоторых животных: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных ближайшего окружения, характерны видовые признаки представителей разных групп животных и каждого конкретного животного: особенности внешнего строения (количество конечностей, цвет, особенности головы и органов чувств), относительный размер животного; конкретное местообитание; животное живое, оно двигается, ест; у животных есть рот, он бывает разный (клюв, пасть с зубами); животное дышит воздухом, видит и слышит (есть глаза, орган слуха); назначение некоторых жизненно важных органов: знать, что животному нужны все органы.

  • Потребности животных – зверей, птиц, рыб, насекомых. Каждому животному для жизни необходимо место (жилище, убежище), свет и тепло, влага, пища.

  • Труд взрослого по уходу за домашними животными уголка природы.

       Воспитатели ухаживают за животными; уход направлен на удовлетворение потребностей животного (делает так, чтобы ему было хорошо).

  • Изменение среды обитания животных по сезонам.

       Осенью воздух становится холоднее, часты дожди, от дождей бывают лужи, солнце греет мало. Зимой холодно, вода и земля замерзают; снег покрывает землю; сильные ветры; сугробы. Весной и летом воздух становиться тёплым, солнце светит ярко, бывают грозы (гром, молния), дожди; земля и вода тёплые.

  • Приспособление животных к среде обитания.

       Рыбы живут в воде, птицы летают в воздухе и ходят по земле, некоторые плавают в воде; звери живут на земле; некоторые животные – на земле, в воде, в воздухе.

  • Особенности жизнедеятельности по сезонам (приспособление к условиям).

       Знать об особенностях состояния некоторых животных в разные сезоны, изменений внешнего вида и поведения, образа жизни (птицы собираются в стаи, улетают). Появление (рождение) детёнышей у животных, птенцов у птиц весной.

  • Рост и развитие животных.

       Животные живые рождаются от других животных: от кошки – котёнок, от курицы – цыплёнок и т.д. Знать название детёнышей, особенности внешнего вида, яркие проявления поведения. За детёнышем домашнего животного (котёнком, цыплёнком, телёнком) ухаживает человек. Например, котёнка кормят, с ним играют, разговаривают, ласкают – заботятся о нём.

  • Животные различных мест обитания.

       Знать отдельных животных живущих в лесу, на лугу, в пруду, аквариуме.

  • < >

    Познавательные и речевые умения.

       Различать, узнавать, называть конкретные растения, животных. Уметь принимать цель наблюдения, представленную взрослым в игровой форме. Пользоваться сенсорными эталонами и обследовательскими действиями для выявления особенностей животных и растений. Находить общие признаки и признаки отличия у конкретных растений и животных. Уметь отвечать на вопрос: «Как узнал?».

  • Установление связей.

       Продолжать накапливать опыт установления частых связей при наблюдении за конкретными фактами, явлениями природы: вода замерзает и превращается в лёд на улице в мороз, в холодильнике, на реке, в луже и т.д.; лёд и снег тают в руке, в помещении, весной на участке; летом жарко – дети легко одеты, могут купаться, играть с песком, водой.

       У людей, животных есть глаза. Они помогают видеть всё, что их окружает. Ноги помогают ходить, прыгать, бегать и т.п.

  • Практические умения.

       С помощью воспитателя поливать растения, обтирать пыльные листья, кормить аквариумных рыб, птиц и других животных кормом, приготовленным взрослыми. Сажать луковицы и крупные семена. Вместе с взрослыми и старшими детьми убирать участок – очищать его от снега и листьев. Собирать овощи и фрукты в саду и на огороде. Подкармливать птиц зимой.

       Проявлять стремление к самостоятельности и радость от положительных результатов труда.

  • Отношение к природе.

       Эмоционально откликаться, переживать радость, удивление, восхищение от общения с растениями, животными и их детёнышами, от пребывания в природной среде; быть доброжелательным в общении с животными, стремиться не принести вреда живому, не нарушить целостности экосистемы. Проявлять сочувствие, сопереживание друг другу, взрослым, больным, повреждённым живым существам.

       Проявлять интерес к труду взрослых по уходу за животными, растениями.

     

     

     

     

     

     

    Календарно-тематический план

     

№ занятия

Название занятия

Программное содержание

Совместная деятельность педагога и детей

СЕНТЯБРЬ

 

  1.  

Диагностическое обследование

 

 

Выявить начальный уровень сформированности у детей знаний, умений, навыков.

Диагностика промежуточных результатов освоения программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за котёнком

 

-Учить детей различать характерные признаки  у домашних животных  - кота: тело животного покрыто шерстью; уши треугольной формы; усы, характерный хвост, в лапах спрятаны когти; пища – молоко, рыба, мясо; способ питания – грызёт зубами, ласкает языком.

-Развивать умения, анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела животного (голова, туловище, ноги, хвост), соотносить анализатор и признаки объекта.                                    - Вызвать эмоциональный отклик от рассматривания и общения с домашним животным.

-Воспитывать черты  доброжелательности по отношению к домашним животным.

ЧХЛ: С.Маршак «Усатый-полосатый», В.Сутеев «Кто сказал «мяу», К.Д.Ушинский «Васька».

Беседы «Расскажи кукле, кто к нам приходил (беседа о котёнке)».

Рассматривание картины «Кошка с котятами».

Игровая ситуация «Живая кошка и игрушечный котёнок».

Подвижные игры «Воробушки и Кот».

Объясните и разучить приметы «Кошка моется – гостей созывает».

 

ОКТЯБРЬ

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

Ознакомление с яблоком и грушей

- Актуализировать знания детей о фруктах;                                        - расширять представления о фруктах: яблоке, груше;                                         - развивать умения                                                различать плоды по названию, особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.

 

Беседа «Расскажи кукле, какие у нас на тарелке фрукты», «К нам пришла осень», «Что выросло на

нашем огороде?»

П/игра «Узнай, что в руке»

Д/игра «Найди, что назову», «Узнай по вкусу», «Чудесный мешочек»

«Узнай, что съел», «Угадай, что в руке», «найди, о чём расскажу»,

«Овощи и фрукты». Лото

с элементами моделирования.

Объяснить и разучить поговорку

«Сентябрь пахнет яблоком, а

октябрь – капустой»

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

Рассматривание комнатного растения - бальзамина

Учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок);

- развивать внимание;                                        - вызвать эмоциональный отклик от рассматривания растения

Беседа «О комнатных растениях находящихся в группе»

Д/игра «Найди, о чём расскажу», «Угадай по описанию», «Какой цветок?», «Где спряталась матрёшка»

Труд в природе. Уход за комнатными растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив).

Прогулки «К цветнику»,  «У цветочной клумбы», «Большая лейка».

П/игра «Вейся венок»

Рассматривание иллюстрации с комнатными растениями.

Познакомить детей с комнатными цветами в группе

 

НОЯБРЬ

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

Рассматривание берёзы

Уточнять представление о дереве (растение, основные части: корень, ствол, ветви, листья), используя модели; - развивать наблюдательность;                                       - воспитывать интерес к наблюдению за деревьями.

ЧХЛ В. Авдиенко «Осень»

Труд в природе. Сбор осенних листьев, уборка участка, веранды.

Д/игра «Найди листок», «Кто быстрее найдёт берёзу, тополь», «Найди в букете такой же листок»

П/игра «Беги к тому, что назову», «Мы – осенние листочки»

Поощрять желание детей отражать в рисунках приметы «Золотой осени»

Наблюдения за опаданием листьев листья, падая шуршат; рассмотреть опавшие листья

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

Как звери в лесу готовятся к зиме

 

 

- Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму);                         - развивать интерес к жизни диких животных в природе; - воспитывать добрые отношения к животным.

Беседа «О жизни зверей в лесу» (с рассматриванием иллюстраций)

ЧХЛ: А.Блок «Зайчик», Е.Чарушин «Волк», «Заяц», «Лиса», «Где ты, белочка живёшь?», «Что за зверь?»; В. Бианки «Холодно в лесу зимой»; И. Соколов – Макитов «Ёж», «Белка», «Беляк»; Э.Шим. «Кто как идёт»; А.Фет «Лист сухой валится»; А. Толстой «Осень. Осыпается наш бедный сад»; Я.Аким «Осинка»; А.Майков «Осень», «Ноябрь».

П/игра «У медведя у бору», «Поедем в лес», «Заинька выйди в сад».

Д/игра «Назови, чей хвост», «Чей домик»

Игровое упражнение. «Угадай чей хвост».

Рассматривание картины «Заяц»

В центре природы поместить модели трудового процесса, динамические модели «Белка в дупле», «Медведь в берлоге»

ДЕКАБРЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за рыбой - карасём

- Развивать умение анализировать структуру объекта – узнавать и называть части тела рыбки (голова, тело, плавники),  отличительные её признаки (чешуя); - закреплять знания о жизненно-важных условиях существования рыбы (вода, пища);                                             - вызвать желание принимать участие в коллективном труде по оформлению аквариума.

ЧХЛ. Н.Калинина «Как Вася ловил рыбу».

Труд в природе. Создание искусственного  аквариума.

Рассматривание картины. «Аквариумные рыбки».

В центре природы поместить модели строения тела рыбки (туловище с плавниками, форма тела, чешуя).

Игровые упражнение. «Где спряталась рыбка».

П/игра «Караси и щука»

Д/игра «Кто, где живёт»

Игровая ситуация. «Рыбки живые и игрушечные». Сравнение внешнего образа.

В центре книги поместить стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыбка».

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

Мытьё комнатного растения

- Познакомить со структурой трудового процесса;

- учить, принимать цель с помощью моделей, по трудовым действиям и их последовательности, определять предмет труда, отбирать инструменты;                               - формировать умение, соотносить результат с целью;                                                       - вызвать желание ухаживать за растениями; - воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями.

Труд в природе. Протирать крупные листья комнатных растений. Уход за растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив). Принимать участие в мытье поддонов и кашпо для растений.

Рассматривание иллюстрации с комнатными растениями.

В центре природы поместить модели трудового процесса (полив), модели строения растений

 

ЯНВАРЬ

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

Рассматривание снегиря

- Познакомить с основными признаками внешнего вида птиц, используя модели; закрепить знания об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды);                           - воспитывать любознательность и интерес к наблюдению за жизнью птиц;                                           - активизировать словарь, употребляя в речи слова и словосочетания «Снегирь», «красногрудый», «клюет ягоды», «рябина».

ЧХЛ А.Барто «Птичка»; В.Жуковский «Птичка» (отрывок); А.Прокофьев «Снегири».

Беседы «Если птичка живёт дома», «Холодно ли птицам зимой».

Труд в природе. Подкормка птиц на прогулке.

Прогулка «В птичьей столовой».

Игровое упражнение «Воробушки и кот», «Какая это птица».

Объяснить и разучить пословицу «Зимний денёк с воробьиный скок».

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

Сравнение комнатных растений – китайской розы и бальзамина

- Учить сравнивать растения по их существенным признакам, выделяя признаки сходства и различия;                                  - закрепить знания о строении растений (корень, стебель, лист, цветок);                                         - развивать любознательность.

Беседа «О комнатных растениях находящихся в группе», «Как живётся нашим комнатным растениям в выходной день» (растения засыхают, скучают).

Д/игра «Найди, о чём расскажу», «Угадай по описанию», «Какой цветок?»

Труд в природе. Уход за комнатными растениями (рыхление почвы, протирание листьев, полив).

Рассматривание иллюстрации с комнатными растениями.

В центре природы поместить модели строения растений.

 

ФЕВРАЛЬ

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

Посадка лука

- Закрепить знание о жизненно важных условиях произрастания растения (влага, свет, тепло); представление о последовательности трудового процесса:                               - вызвать у детей желание помогать взрослым (посильно трудиться на участке детского сада, дачном участке, на огороде у бабушки).

В центре природы поместить модели последовательности трудового процесса – посадки лука.

Труд в природе.  Полив лука.

Д/игра «Угадай растение по описанию», «Найди все цветущие растения».

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

Сравнение снегиря с вороной

- Учить сравнивать двух птиц, находить у них признаки и сходства (крылья, клюв, ноги), различия (величина тела, цвет перьев);                            - закрепить знания о птице – вороне, используя модели;                                          - воспитывать познавательный интерес к наблюдениям за птицами

ЧХЛ А.Барто «Птичка», «Кто как кричит»; Е. Чарушин «Яшка».

Беседа «О птицах» (сравнить внешний вид воробья и синицы - на прогулке и по иллюстрациям в группе).

Труд в природе. Продолжать подкармливать птиц на прогулке.

В центре природы поместить модель птиц.

В центре книги поместить книги А,Барто «Птичка», С.Я.Маршака «Весенняя песенка».

Игровые упражнения «Вороны», «Птичка», «Через ручеёк», «Загадайте, я отгадаю».

П/игры «Птички, раз! Птички, два!», «Птички и автомобиль»

 

 

 

 

МАРТ

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

Рассматривание  и сравнение рыбок

- Формировать общее представления о золотой рыбке, о разнообразии речных рыб;                                   - развивать умение сравнивать разные виды рыб, находить характерные признаки отличия (окраска, величина);                                  - закреплять умение пользоваться моделями при сравнении

ЧХЛ Н. Байрамов «Рыбка»,  Лейла Берх «Рыбка»; И.Токмакова «где спит рыбка»; Л. Якимцев «Чего хотеться рыбке»

Труд в природе. Генеральная уборка в искусственном аквариуме.

В центре природы поместить модели существенных признаков строение рыбы.

Рассматривание картины. «Аквариумные рыбки», панно «Речные рыбы»

Игровые упражнение. «Где спряталась рыбка».

Игровая ситуация. «Рыбки живые и игрушечные». Сравнение внешнего образа.

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

Чистая вода  нужна всем

Формировать представление о значении воды для всех живущих на земле;                                                         -  закреплять гигиенические навыки

Беседа «О пользе воды»

ЧХЛ потешки о воде,

А. Барто «Девочка чумазая»,

К. Чуковский «Мойдодыр»

В центре природы поместить модели ухода за комнатными растениями

Опыт. Свойства воды

 

АПРЕЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

Путешествие в весенний лес

- Формировать представления о весенних изменениях в природе, учить видеть взаимосвязи изменений в природе с изменениями в жизни растений и животных;                                - активизировать мыслительную деятельность посредствам решения логических задач;                                                      -  развивать память, внимание; активизировать словарь.                                        - Воспитывать гуманные чувства к природе.

Прослушивание аудиозаписи музыки П.И, Чайковского из цикла «Времена года»: «Апрель»

ЧХЛ З. Александрова «На солнышке согрелась ель», И. Токмакова «Осинка», «Ели», «Дуб» (стихи); Л. Толстой «Пришла весна», Л.Яхнин «Апрель».

В центре природы поместить модели строения дерева и кустарника.

П/игры «Птички, раз! Птички, два!», « Весёлый воробей»,

«Солнечные зайчики»

Д/игры «Найди дерево», «Что изменилось»

Объяснить и разучить пословицу «Апрель с водой, а май с весной»

 

 

 

  1.  

 

 

Рассматривание цветущего дерева

- Закрепить представления о дереве (У дерева есть ствол, ветви, листья, весной на деревьях появляются листья, на многих видны цветы);                             - воспитывать бережное отношение к природе.

Прогулка «К цветущим деревьям»

Д/игра «Найди листок», «Собери цветочек из частей»

П/игра «Беги к тому, что назову».

ЧХЛ И. Токмакова «Яблонька», «Черёмуха».

 

МАЙ

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

 

 

 

 

 

 

Сравнение одуванчика и тюльпана

- Учить различать и называть первоцветы (мать – и – мачеха, одуванчик, тюльпан);                                      - сравнивать, находить признаки сходства и различия у одуванчика  и тюльпана, пользуясь моделями;                                      - закреплять умения правильно называть основные части растения, совершенствовать навыки обследовательских действий;                                                     -  вызвать эмоциональный отклик на красоту растений, воспитывать бережное отношение к ним.

Д/игры «Какой цветок убрали?» «От какого растения листья?».

ЧХЛ С. Капутикян «Май», З. Александрова «Одуванчик», К.Д. Ушинский «Пчёлка на разведках»

Труд в природе. Полив посеянных цветов, наблюдение за прополкой и рыхлением. Полив клумб с цветами и уход за ними.

Прогулка «К цветнику», «Дождик песенку поёт».

 

  1.  

Диагностика по разделу «Ребёнок открывает мир природы»

 

Выявить итоговый уровень сформированности у детей знаний, умений, навыков

 

 

               

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки воспитанников

 

К концу года дети должны знать:

 

  • Знать об особенностях состояния некоторых животных в разные сезоны, изменений внешнего вида и поведения, образа жизни (птицы собираются в стаи, улетают). Появление (рождение) детёнышей у животных, птенцов у птиц весной.

  •  Знать название детёнышей, особенности внешнего вида, яркие проявления поведения. За детёнышем домашнего животного (котёнком, цыплёнком, телёнком) ухаживает человек.

  • Знать отдельных животных живущих в лесу, на лугу, в пруду, аквариуме.

  • Знать членов своей семьи и ближайших родственников. Понимать эмоциональное состояние близких людей и проявлять отзывчивость: помочь, посочувствовать, проявить сострадание.

  • Знать потребности взрослых и детей в пище, питье, тепле, в жилище и способы их удовлетворения.

  • Знать особенности жизнедеятельности детей и взрослых по сезонам: изменение в одежде, сезонные игры, подкормка птиц зимой и др.

  • Знать особенности внешнего вида и поведения детей, взрослых, пожилых людей.

    Должны использовать:

  • Приобретенные знания и умения в практической деятельности, повседневной жизни.

    Должны уметь:

  • Уметь принимать цель наблюдения, представленную взрослым в игровой форме. Пользоваться сенсорными эталонами и обследовательскими действиями для выявления особенностей животных и растений. Находить общие признаки и признаки отличия у конкретных растений и животных. Уметь отвечать на вопрос: «Как узнал?».

  • Уметь различать и называть конкретные виды деревьев, травянистых растений, животных разных групп

  • Уметь определять основное строение, особенности органов, замечать и понимать признаки живого, движения, питания, состояние по сезонам.

  • Участвовать в уходе за растениями и животными, включая в деятельность взрослых.

     

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

ссылки