Понедельник
29.04.2024
05:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Терсюкский детский сад"
Главная Регистрация Вход
Ракитина Е.П. »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 

«Я буду, так вводить  малышей 
в окружающий мир, чтобы они
каждый день открывали в нём
что- то новое, чтобы каждый 
шаг был путешествием к истокам
мышления и речи, чтобы каждый 
шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю».
                              В. А. Сухомлинский.

      В связи с  введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменилось содержание образования. В условиях модернизации  одной из основных задач является воспитание патриотизма и гражданственности:  любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. В этой связи, как мне представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

    В статье 42 Конституции Россий­ской Федерации закреплены эко­логические права граждан на благо­приятную окружающую среду.

    В статье 58 Конституции Россий­ской Федерации определены эколо­гические обязанности граждан - со­хранять природу и окружающую сре­ду, бережно относиться к природным богатствам.

    Таким образом, каждый гражда­нин России, независимо от его соци­ального положения, обладает консти­туционным правом на благоприятную окружающую среду и обязан бережно относиться к природным богатствам страны.

    Обязанностью каждого гражданина является соблюдение экологиче­ского законодательства Российской Федерации, повышение своей эколо­гической культуры и содействие экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения.

      Федеральный Закон «Об охране  окружающей среды» устанавливает систему всеобщего  и  комплексного экологического  образования  граждан,  включающую и дошкольное образование.

    Таким образом, я как воспитатель дошкольного Учреждения на личном примере должна  помочь ребенку осознать необходи­мость бережного, а не потребительского отношения к окружающей среде; создавать условия для экологического образования в Учреждении, чтобы помочь  сформировать экологическую культуру ребёнка.  

     В Образовательном Стандарте отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании помогает детям сознать свою принадлежность к малой родине. Я считаю, что природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать частью его души  ведь она окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему, и мы взрослые обязаны посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе.   

     «Терсюкский детский сад»,  расположен в сельской местности, что без каких либо финансовых затрат позволяет формировать экологически грамотное, бережное отношение детей к природе.  Иногда вижу, что дети не всегда умеют вести себя в природе: ломают ветки на деревьях, уничтожают муравейники, зелёную растительность. Поэтому, актуальность проблемы  моей темы заключается в том, что сложившееся в дошкольном возрасте отношение к окружающей природе впоследствии включится в мир жизненных ценностей подростков и станет основой их поведения в реальной жизни.                                         
  Актуальность выбора темы подчёркивается нормативным документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

  • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе.

Проанализировав индивидуальные особенности детей, их отношение к окружающей природе,  уровень развития выявила проблему:                                                                                                                                     

   - У детей не сформированы знания о жизни растений и животных, их значении в жизни человека и всей планеты.                                                                                       

    - Навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе отсутствуют.                                                                                                                         

  - Любовь к природе не имеет практического выражения в действиях.                                                                                                   

   - Слабо развит кругозор у дошкольников.

- Равнодушное отношение к растениям и всему окружающему.

- Снижен интерес к поисково-познавательной деятельности.

     Для качественного решения выявленной проблемы оценила  эстетическое состояние среды сельского социума, проанализировала имеющиеся в Учреждении условия для познавательного развития детей и решила, что  результат моей  работы будет успешным благодаря:

  1. Удачному расположению дошкольного Учреждения: разнообразие и богатство

  2. Системе в планировании работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы;

  3. Использованию наиболее эффективных методов и приёмов при ознакомлении с природой малой родины: экскурсии, целевые прогулки, социальные акции;

  4. Созданной в Учреждении развивающей предметно – пространственной экологической среде;

  5. Налаженному сотрудничеству с семьями;

  6. Традициям Учреждения: народные праздники, фольклорные развлечения, социальные акции.

  7. Возможностям поиска информации в сети Интернет.

        Анализ позволил, и выявить недостатки, которые могут затруднить процесс ознакомления  с природой своей родины:

    1.  Отсутствие качественных современных наглядных пособий: картин, рисунков, моделей, презентаций различного рода с экологическим содержанием.

    2. Недостаток художественной и методической литературы по формированию основ по ознакомлению  с природой своей родины.

    И я решила свою деятельность по ознакомлению с природой родного края (как  одно из основных направлений познавательного развития детей) ориентировать на:

  • региональный компонент;
  • создание такой развивающей среды в группе и Учреждении, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе краеведческого материала; и в ней будет осуществляться образовательная деятельность;
  • интересы и потребности детей, возможности педагогического коллектива;
  • сложившиеся традиции в коллективе Учреждения, группы, семьи;
  • на развитие познавательной активности и обогащение представлений детей о многообразии растений в разные сезонные периоды, их взаимосвязи с живой и неживой природой, их приспособлениек среде обитания, изменения в процессе роста иразвития.

     Целостность системы практической работы будет развиваться на принципах:

- доступности,  предполагающий сообщения детям структурированных представлений о природе в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, с уровнем  подготовленности детей;

- системности, включающий последовательную и поэтапную работу по ознакомлению дошкольников с окружающим природным миром и отражающим основные направления образовательной деятельности в Учреждении;

- индивидуального подхода, направленный на выявление и учёт особенностей детского развития и индивидуальных проявлений детей в процессе приобщения детей к миру природы;

-деятельностный принцип, обеспечивающий условия для проявления активной позиции ребёнка в процессе приобщения к природе своей родины, предусматривающий использование в образовательной деятельности видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, изобразительной, музыкальной, восприятие художественной литературы, конструирование;

- региональный принцип, обеспечивающий вхождение дошкольников в ближайший природный мир и приобщение к природе своей родины на основе краеведческого материала и с учётом сложившейся социальной ситуации.

   Содержание и направление развития детей буду осуществлять, применяя следующие подходы:

  1. Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.

  2. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.

  3. Диалектический подход (способ научного познания) обеспечивает формирование у детей начальных форм анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах.

  4. Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния

        Исходя из вышеизложенного поставила цель своей работы: Формирование у детей целостного взгляда на природу родного края; ответственного осознанного отношения к окружающей среде; выработка навыков грамотного безопасного поведения в природе.                                            

    Задачи:

Формировать:

  • у детей дошкольного возраста научно-познавательное, эмоционально – нравственное, практически-деятельное ответственное отношение к миру природы;
  • элементарные экологические представления о природе: о животных и растениях, как живых существах;
  •  основы безопасного поведения в природе и заботливого отношения к окружающему мирурастений.

Воспитывать:

  • любовь и гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения;
  • умение правильно вести себя в природе;
  •  интерес к многообразию растительного мира Зауралья;

  • в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей малой родине.

    Развивать:

  • познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность;

  • умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

  • и совершенствовать  экологическое мышление в процессе опытно – исследовательской деятельности по изучению природы.

   Новизна: Общение с природой – это основа экологического и эстетического воспитания. Даже самые замечательные картины, видеофильмы, фотографии не могут дать ребёнку полное представление о природе. Поскольку ему важно воспринимать её с помощью всех органов чувств: вдыхать запах луга, слышать пение птиц и шум дождя, трогать шершавые листики и упругий мох.

Поэтому формирование целостной картины мира природы в естественном общении с ней, используя интеграцию изобразительной, речевой, литературной, театрализованной деятельностей,  позволит гармонизировать восприятие детей.  Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это послужит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Интеграция экологического и эстетического воспитания вот основа творческого развития и формирования картины мира природы  у дошкольников.

 

Планируемые результаты ознакомления  с природой  малой родины:

Ребёнок:

  • проявляет положительное отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам, себе самому;

  • осознает себя частью окружающего мира;

  • владеет основными культурными способами деятельности, проявляют социальные качества (инициативу, ответственность, самостоятельность), обладает чувством собственного достоинства, проявляют любознательность, интерес к окружающему миру;

  • способен выбирать себе род занятий и участникам совместной деятельности;

  • способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты;

  • обладает установкой положительного отношения к разным видам труда  и творчества;

  • владеет первоначальными сведениями о природных особенностях родного края, полезных ископаемых своего края;

  • знает основные календарные народные и православные праздники, относящимися к труду и быту земледельцев

У ребёнка сформированы:  

  1. сформированы начала экологической культуры у детей;

  2. сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

Педагоги:

  • Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысят профессиональное мастерство.

  • Повысят экологическую культуру; появится понимание необходимости в экологическом просвещении участников образовательных отношений.

Родители:

  • Обогатят уровень экологических знаний.

  • Повысят экологическую культуру. У них появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании своих детей.

  • Имеют возможность:

 -  участвовать в создании развивающей предметно – пространственной экологической среды в Учреждении;

 - участвовать в совместных экологических проектах.

 

Критерии эффективности опыта:

  • обновление содержания воспитательной и краеведческой работы с дошкольниками;

  • возрождение и сохранение лучших традиций патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении и семье;

  • активизация педагогического и культурного сознания участников образовательных отношений;

  • создание активно действующей, работоспособной системы поддержки нравственного воспитания.

Критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе:

  • понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

  • освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

  • проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

    В основу опыта положены исследования Саморуковой П.К., Кондратьевой Н.Н., С.А. Козловой, О.А.Воронкевич, Николаевой С.Н.  

 Образовательная деятельность в Учреждении по ознакомлению с миром природы основана на интеграции содержания преимущественно двух образовательных областей  «Социально-коммуникативное развитие»  и «Познавательное развитие».   Разработано перспективное комплексно – тематическое, план сотрудничества с семьёй через анкетирование для родителей, план озеленения участка, совершенствуется система диагностики знаний детей.   

Тематическое планирование разрабатываю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний.  Темы повторяются и дополняются с учетом возрастных особенностей. Передаю детям только ту информацию, которую я сама осознала. Отбираю материал, способный вызвать в душе детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действи­тельности. Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы, иначе поставленную задачу решить очень трудно.  В своей работе предпочтение отдаю тем формам и методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми окружающего мира:  образовательная деятельность, игровые обучающие ситуации (ИОС), опытно-экспериментальная деятельность, игры, развлечения, наблюдения и экскурсии, работа с семьями, детское проектирование.    Наряду с этим использую методы, основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественной литературы, беседы. Выбор методов и приемов определяется содержанием материала, зависит от уровня детей, их возрастных особенностей.

     Одной из форм организации ознакомления детей  с природой малой родины являются занятия. На них я  не только сообщаю  новые сведения детям, но и уточняю и обобщаю уже имеющиеся. Все занятия строю с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира – развитием познавательной способности детей (наблюдательность, размышление), речи детей, воспитания  интереса к окружающей природе, родному краю. Занятия тесно связаны с другими формами работы, так, например, полученные на занятиях значения и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх, труде), а накопленные представления во время прогулок, экскурсий.

    Систематически планирую и провожу целевые прогулки и экскурсии в естественных условиях:

1. Природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, на реку, луг.

2. Ознакомление с трудом взрослых – экскурсии в поле, в сад, на огород.

    Их цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы, почувствовать природу. Ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Содержанием экскурсий становиться обследование близлежащей  к Учреждению местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличие растений и животных. Что бы мы в Учреждении не делали – самое главное сохранить здоровье воспитанников. Поэтому пребывание на свежем воздухе в парке или на лугу среди цветов, движение и радостные переживания благотворно сказываются на физическом развитии детей. 

   Большой эффект в работе дает использование интегрированного подхода: взаимосвязь игровой, исследовательской, художественно-продуктивной, театральной деятельности, музыки, литературы, физической культуры.   Метод наблюдения в ознакомлении  с природой малой родины является основным. Необходимость и значение его использования связаны с характером знаний доступных детям дошкольного возраста.

    В Учреждении выработался свой стиль, сложились привычки и традиции трудовой деятельности воспитанников в природе, которые несут в себе значительный воспитательный потенциал,  что очень важно для  развития детей. Я привлекаю детей к ежедневному уходу за  комнатными растениями; учу  бережно и чутко относиться к растениям, заботиться о них. Дети с удовольствием откликаются на поручения. Трудовые действия формируются, когда детям понятна мотивация труда, необходимость и польза их труда. Я считаю, что самостоятельная трудовая деятельность ребёнка очень  важна для воспитания личности. Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен.  Но я всегда поощряю трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для семьи, для коллектива, для детского сада, для села. Особое значение имеют проводимые выставки, в которых активное участие принимают и  сотрудники, и родители воспитанников: «Осенняя фантазия»; «Обустроим участок»; фотовыставка «Родной мой дом»; «Семейные увлечения».

    Успешность работы по ознакомлению с природой родного края определяется оснащением развивающей предметно – пространственной среды, организацией эколого-развивающей среды.  Для этого разработаны огород и цветники, где дети приобретают определенные практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшей взрослой жизни: посев семян, полив растений,  рыхление. На участке радует  воспитанников уголок леса. Работает флюгер.

    Целенаправленно в интерьере Учреждения используем комнатные растения. Организовали «Зимний сад», что позволило  разнообразить формы педагогической работы и активизацию познавательно-речевой, трудовой и оздоровительной сфер деятельности ребёнка. Погружаем  детей в условия, в которые они сами не придут.  Развивающаяся экологическая среда становиться средством передачи социального опыта, расширяет кругозор,  оказывает помощь в формировании предпосылок учебной деятельности.

   При использовании фитодизайна об­ращаю внимание детей на знакомство с приемами и средствами композиции, цветоведения, знакомства с основами моделирования, макетирования. Из традиционных для Шатровского района глины и бересты, шерсти и ткани, сухих и живых растений, из лент и ивовых прутьев сотрудники детского сада сотворили украшения, достойные признания как объекты дизайнерского искусства. Растить детей в красоте – вот задача, которую сотрудники детского сада решают очень эффективно.  

    Ежегодно к летнему периоду в совместном творчестве детей и родителей устанавливаем Берегиню огорода - «Чучело».

   Интересная форма работы по экологическому воспитанию  – это познавательная деятельность на экологической тропе – оборудованный маршрут на территории детского сада. Где я знакомлю дошкольников с растительным и животным миром нашей полосы, правилами поведения, учу понимать, чувствовать и любоваться природой.

    Интересно проводим природоохранные акции: «Осторожно, гололёд», «Покормите птиц зимой», «Скворечник», «Чистота села - залог здоровья»,   – общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни сельчан, вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.  Участие воспитанников в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание детей, но и на сознание сельских жителей.

     В процессе ознакомления  с природой малой родины широко использую разнообразные игры: дидактические, предметные, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, творческие, строительные, сюжетно-ролевые (индивидуально,  коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга, в  совместной деятельности в режимные моменты).  В процессе дидактических  игр  уточняем, закрепляем, расширяем имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.  Использую природный материал (семена, овощи, фрукты, шишки). Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Благодаря дидактическим играм у детей формируются интеллектуальные привычки.

     Постоянно в работе использую наглядные средства: специально подобранный материал; тематические картинки; карты-путешествия, книги, карточки, иллюстрации, фотографии.

   Разучиваем стихи, песни, потешки, заклички. Используем звукозапись, видеозапись, просмотр видеоматериалов.

      С природой родного края  знакомлю с помощью сказок (сказкотерапия). Отбираю  материал соответствующий  возрастным особенностям, развивая детскую эмоциональность. Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире

  Одной из эффективных воспитательных форм работы является проведение развлечений, праздников, выставок на экологические темы. Мы  традиционно проводим красочные мероприятия «Осень золотая», «День урожая», «Весна - красна», «Сороки», «Праздник берёзки», «Иван Купала», «Ильин день».

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы воспитателя.п-п. нардным календар

Вывод:

    Таким образом, работа по ознакомлению детей с природой родного края обогащает экологические представления, развивает познавательную активность дошкольников, формирует начала экологической культуры.  Мы вместе с детьми задумываемся, какой собственный вклад мы можем внести в дело защиты окружающей среды.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

ссылки