«Я буду, так вводить малышей
в окружающий мир, чтобы они
каждый день открывали в нём
что- то новое, чтобы каждый
шаг был путешествием к истокам
мышления и речи, чтобы каждый
шаг познания облагораживал
сердце и закалял волю».
В. А. Сухомлинский.
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменилось содержание образования. В условиях модернизации одной из основных задач является воспитание патриотизма и гражданственности: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее благо, беречь и умножать богатство. В этой связи, как мне представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплены экологические права граждан на благоприятную окружающую среду.
В статье 58 Конституции Российской Федерации определены экологические обязанности граждан - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Таким образом, каждый гражданин России, независимо от его социального положения, обладает конституционным правом на благоприятную окружающую среду и обязан бережно относиться к природным богатствам страны.
Обязанностью каждого гражданина является соблюдение экологического законодательства Российской Федерации, повышение своей экологической культуры и содействие экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения.
Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает систему всеобщего и комплексного экологического образования граждан, включающую и дошкольное образование.
Таким образом, я как воспитатель дошкольного Учреждения на личном примере должна помочь ребенку осознать необходимость бережного, а не потребительского отношения к окружающей среде; создавать условия для экологического образования в Учреждении, чтобы помочь сформировать экологическую культуру ребёнка.
В Образовательном Стандарте отмечается, что часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать специфику региональных условий. Региональный компонент в дошкольном образовании помогает детям сознать свою принадлежность к малой родине. Я считаю, что природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать частью его души ведь она окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему, и мы взрослые обязаны посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе.
«Терсюкский детский сад», расположен в сельской местности, что без каких либо финансовых затрат позволяет формировать экологически грамотное, бережное отношение детей к природе. Иногда вижу, что дети не всегда умеют вести себя в природе: ломают ветки на деревьях, уничтожают муравейники, зелёную растительность. Поэтому, актуальность проблемы моей темы заключается в том, что сложившееся в дошкольном возрасте отношение к окружающей природе впоследствии включится в мир жизненных ценностей подростков и станет основой их поведения в реальной жизни.
Актуальность выбора темы подчёркивается нормативным документом – Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который призван обеспечить выполнение следующих основных целей:
-
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
-
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать;
-
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе.
Проанализировав индивидуальные особенности детей, их отношение к окружающей природе, уровень развития выявила проблему:
- У детей не сформированы знания о жизни растений и животных, их значении в жизни человека и всей планеты.
- Навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе отсутствуют.
- Любовь к природе не имеет практического выражения в действиях.
- Слабо развит кругозор у дошкольников.
- Равнодушное отношение к растениям и всему окружающему.
- Снижен интерес к поисково-познавательной деятельности.
Для качественного решения выявленной проблемы оценила эстетическое состояние среды сельского социума, проанализировала имеющиеся в Учреждении условия для познавательного развития детей и решила, что результат моей работы будет успешным благодаря:
-
Удачному расположению дошкольного Учреждения: разнообразие и богатство
-
Системе в планировании работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы;
-
Использованию наиболее эффективных методов и приёмов при ознакомлении с природой малой родины: экскурсии, целевые прогулки, социальные акции;
-
Созданной в Учреждении развивающей предметно – пространственной экологической среде;
-
Налаженному сотрудничеству с семьями;
-
Традициям Учреждения: народные праздники, фольклорные развлечения, социальные акции.
-
Возможностям поиска информации в сети Интернет.
Анализ позволил, и выявить недостатки, которые могут затруднить процесс ознакомления с природой своей родины:
1. Отсутствие качественных современных наглядных пособий: картин, рисунков, моделей, презентаций различного рода с экологическим содержанием.
2. Недостаток художественной и методической литературы по формированию основ по ознакомлению с природой своей родины.
И я решила свою деятельность по ознакомлению с природой родного края (как одно из основных направлений познавательного развития детей) ориентировать на:
- региональный компонент;
- создание такой развивающей среды в группе и Учреждении, которая будет способствовать развитию личности ребенка на основе краеведческого материала; и в ней будет осуществляться образовательная деятельность;
- интересы и потребности детей, возможности педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции в коллективе Учреждения, группы, семьи;
- на развитие познавательной активности и обогащение представлений детей о многообразии растений в разные сезонные периоды, их взаимосвязи с живой и неживой природой, их приспособлениек среде обитания, изменения в процессе роста иразвития.
Целостность системы практической работы будет развиваться на принципах:
- доступности, предполагающий сообщения детям структурированных представлений о природе в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников, с уровнем подготовленности детей;
- системности, включающий последовательную и поэтапную работу по ознакомлению дошкольников с окружающим природным миром и отражающим основные направления образовательной деятельности в Учреждении;
- индивидуального подхода, направленный на выявление и учёт особенностей детского развития и индивидуальных проявлений детей в процессе приобщения детей к миру природы;
-деятельностный принцип, обеспечивающий условия для проявления активной позиции ребёнка в процессе приобщения к природе своей родины, предусматривающий использование в образовательной деятельности видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, изобразительной, музыкальной, восприятие художественной литературы, конструирование;
- региональный принцип, обеспечивающий вхождение дошкольников в ближайший природный мир и приобщение к природе своей родины на основе краеведческого материала и с учётом сложившейся социальной ситуации.
Содержание и направление развития детей буду осуществлять, применяя следующие подходы:
-
Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.
-
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
-
Диалектический подход (способ научного познания) обеспечивает формирование у детей начальных форм анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах.
-
Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния
Исходя из вышеизложенного поставила цель своей работы: Формирование у детей целостного взгляда на природу родного края; ответственного осознанного отношения к окружающей среде; выработка навыков грамотного безопасного поведения в природе.
Задачи:
Формировать:
- у детей дошкольного возраста научно-познавательное, эмоционально – нравственное, практически-деятельное ответственное отношение к миру природы;
- элементарные экологические представления о природе: о животных и растениях, как живых существах;
- основы безопасного поведения в природе и заботливого отношения к окружающему мирурастений.
Воспитывать:
- любовь и гуманно-деятельное отношение к природе, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном выполнении определенных норм поведения;
- умение правильно вести себя в природе;
-
интерес к многообразию растительного мира Зауралья;
-
в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей малой родине.
Развивать:
-
познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность;
-
умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
-
и совершенствовать экологическое мышление в процессе опытно – исследовательской деятельности по изучению природы.
Новизна: Общение с природой – это основа экологического и эстетического воспитания. Даже самые замечательные картины, видеофильмы, фотографии не могут дать ребёнку полное представление о природе. Поскольку ему важно воспринимать её с помощью всех органов чувств: вдыхать запах луга, слышать пение птиц и шум дождя, трогать шершавые листики и упругий мох.
Поэтому формирование целостной картины мира природы в естественном общении с ней, используя интеграцию изобразительной, речевой, литературной, театрализованной деятельностей, позволит гармонизировать восприятие детей. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это послужит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Интеграция экологического и эстетического воспитания вот основа творческого развития и формирования картины мира природы у дошкольников.
Планируемые результаты ознакомления с природой малой родины:
Ребёнок:
-
проявляет положительное отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам, себе самому;
-
осознает себя частью окружающего мира;
-
владеет основными культурными способами деятельности, проявляют социальные качества (инициативу, ответственность, самостоятельность), обладает чувством собственного достоинства, проявляют любознательность, интерес к окружающему миру;
-
способен выбирать себе род занятий и участникам совместной деятельности;
-
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, старается разрешать конфликты;
-
обладает установкой положительного отношения к разным видам труда и творчества;
-
владеет первоначальными сведениями о природных особенностях родного края, полезных ископаемых своего края;
- знает основные календарные народные и православные праздники, относящимися к труду и быту земледельцев
У ребёнка сформированы:
-
сформированы начала экологической культуры у детей;
-
сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
Педагоги:
-
Педагоги приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысят профессиональное мастерство.
-
Повысят экологическую культуру; появится понимание необходимости в экологическом просвещении участников образовательных отношений.
Родители:
-
Обогатят уровень экологических знаний.
-
Повысят экологическую культуру. У них появится понимание необходимости в экологическом и патриотическом воспитании своих детей.
-
Имеют возможность:
- участвовать в создании развивающей предметно – пространственной экологической среды в Учреждении;
- участвовать в совместных экологических проектах.
Критерии эффективности опыта:
-
обновление содержания воспитательной и краеведческой работы с дошкольниками;
-
возрождение и сохранение лучших традиций патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении и семье;
-
активизация педагогического и культурного сознания участников образовательных отношений;
-
создание активно действующей, работоспособной системы поддержки нравственного воспитания.
Критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе:
-
понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
-
освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;
-
проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).
В основу опыта положены исследования Саморуковой П.К., Кондратьевой Н.Н., С.А. Козловой, О.А.Воронкевич, Николаевой С.Н.
Образовательная деятельность в Учреждении по ознакомлению с миром природы основана на интеграции содержания преимущественно двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». Разработано перспективное комплексно – тематическое, план сотрудничества с семьёй через анкетирование для родителей, план озеленения участка, совершенствуется система диагностики знаний детей.
Тематическое планирование разрабатываю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются и дополняются с учетом возрастных особенностей. Передаю детям только ту информацию, которую я сама осознала. Отбираю материал, способный вызвать в душе детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности. Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимы, иначе поставленную задачу решить очень трудно. В своей работе предпочтение отдаю тем формам и методам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми окружающего мира: образовательная деятельность, игровые обучающие ситуации (ИОС), опытно-экспериментальная деятельность, игры, развлечения, наблюдения и экскурсии, работа с семьями, детское проектирование. Наряду с этим использую методы, основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественной литературы, беседы. Выбор методов и приемов определяется содержанием материала, зависит от уровня детей, их возрастных особенностей.
Одной из форм организации ознакомления детей с природой малой родины являются занятия. На них я не только сообщаю новые сведения детям, но и уточняю и обобщаю уже имеющиеся. Все занятия строю с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира – развитием познавательной способности детей (наблюдательность, размышление), речи детей, воспитания интереса к окружающей природе, родному краю. Занятия тесно связаны с другими формами работы, так, например, полученные на занятиях значения и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх, труде), а накопленные представления во время прогулок, экскурсий.
Систематически планирую и провожу целевые прогулки и экскурсии в естественных условиях:
1. Природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, на реку, луг.
2. Ознакомление с трудом взрослых – экскурсии в поле, в сад, на огород.
Их цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы, почувствовать природу. Ничто не заменит ребенку тех «наглядных пособий», которыми располагает сама природа. Содержанием экскурсий становиться обследование близлежащей к Учреждению местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличие растений и животных. Что бы мы в Учреждении не делали – самое главное сохранить здоровье воспитанников. Поэтому пребывание на свежем воздухе в парке или на лугу среди цветов, движение и радостные переживания благотворно сказываются на физическом развитии детей.
Большой эффект в работе дает использование интегрированного подхода: взаимосвязь игровой, исследовательской, художественно-продуктивной, театральной деятельности, музыки, литературы, физической культуры. Метод наблюдения в ознакомлении с природой малой родины является основным. Необходимость и значение его использования связаны с характером знаний доступных детям дошкольного возраста.
В Учреждении выработался свой стиль, сложились привычки и традиции трудовой деятельности воспитанников в природе, которые несут в себе значительный воспитательный потенциал, что очень важно для развития детей. Я привлекаю детей к ежедневному уходу за комнатными растениями; учу бережно и чутко относиться к растениям, заботиться о них. Дети с удовольствием откликаются на поручения. Трудовые действия формируются, когда детям понятна мотивация труда, необходимость и польза их труда. Я считаю, что самостоятельная трудовая деятельность ребёнка очень важна для воспитания личности. Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Но я всегда поощряю трудовую деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для семьи, для коллектива, для детского сада, для села. Особое значение имеют проводимые выставки, в которых активное участие принимают и сотрудники, и родители воспитанников: «Осенняя фантазия»; «Обустроим участок»; фотовыставка «Родной мой дом»; «Семейные увлечения».
Успешность работы по ознакомлению с природой родного края определяется оснащением развивающей предметно – пространственной среды, организацией эколого-развивающей среды. Для этого разработаны огород и цветники, где дети приобретают определенные практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшей взрослой жизни: посев семян, полив растений, рыхление. На участке радует воспитанников уголок леса. Работает флюгер.
Целенаправленно в интерьере Учреждения используем комнатные растения. Организовали «Зимний сад», что позволило разнообразить формы педагогической работы и активизацию познавательно-речевой, трудовой и оздоровительной сфер деятельности ребёнка. Погружаем детей в условия, в которые они сами не придут. Развивающаяся экологическая среда становиться средством передачи социального опыта, расширяет кругозор, оказывает помощь в формировании предпосылок учебной деятельности.
При использовании фитодизайна обращаю внимание детей на знакомство с приемами и средствами композиции, цветоведения, знакомства с основами моделирования, макетирования. Из традиционных для Шатровского района глины и бересты, шерсти и ткани, сухих и живых растений, из лент и ивовых прутьев сотрудники детского сада сотворили украшения, достойные признания как объекты дизайнерского искусства. Растить детей в красоте – вот задача, которую сотрудники детского сада решают очень эффективно.
Ежегодно к летнему периоду в совместном творчестве детей и родителей устанавливаем Берегиню огорода - «Чучело».
Интересная форма работы по экологическому воспитанию – это познавательная деятельность на экологической тропе – оборудованный маршрут на территории детского сада. Где я знакомлю дошкольников с растительным и животным миром нашей полосы, правилами поведения, учу понимать, чувствовать и любоваться природой.
Интересно проводим природоохранные акции: «Осторожно, гололёд», «Покормите птиц зимой», «Скворечник», «Чистота села - залог здоровья», – общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни сельчан, вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране. Участие воспитанников в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание детей, но и на сознание сельских жителей.
В процессе ознакомления с природой малой родины широко использую разнообразные игры: дидактические, предметные, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, творческие, строительные, сюжетно-ролевые (индивидуально, коллективно на занятиях, прогулках, в часы досуга, в совместной деятельности в режимные моменты). В процессе дидактических игр уточняем, закрепляем, расширяем имеющиеся у детей представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Использую природный материал (семена, овощи, фрукты, шишки). Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Благодаря дидактическим играм у детей формируются интеллектуальные привычки.
Постоянно в работе использую наглядные средства: специально подобранный материал; тематические картинки; карты-путешествия, книги, карточки, иллюстрации, фотографии.
Разучиваем стихи, песни, потешки, заклички. Используем звукозапись, видеозапись, просмотр видеоматериалов.
С природой родного края знакомлю с помощью сказок (сказкотерапия). Отбираю материал соответствующий возрастным особенностям, развивая детскую эмоциональность. Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире
Одной из эффективных воспитательных форм работы является проведение развлечений, праздников, выставок на экологические темы. Мы традиционно проводим красочные мероприятия «Осень золотая», «День урожая», «Весна - красна», «Сороки», «Праздник берёзки», «Иван Купала», «Ильин день».
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы воспитателя.п-п. нардным календар
Вывод:
Таким образом, работа по ознакомлению детей с природой родного края обогащает экологические представления, развивает познавательную активность дошкольников, формирует начала экологической культуры. Мы вместе с детьми задумываемся, какой собственный вклад мы можем внести в дело защиты окружающей среды.