Понедельник
29.04.2024
12:30
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Терсюкский детский сад"
Главная Регистрация Вход
Природа - матушка »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

Природа  - матушка

 

 

 

«Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является - народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения ... Всё чем жив человек».

Михаил Юхма

    В древности люди очень ценили природу, она являлась неотъемлемой частью их жизни. Люди поклонялись матушке-природе, боготворили ее, понимая, что от нее зависит их жизнь, также понимая, что к ней нужно относиться бережно. Они следили за тем, как природа живет, чем дышит, и все свои наблюдения излагали в устном народном творчестве. Используя элементы устного народного творчества на своих занятиях, посвященных явлениям природы, мы сможем расширить кругозор детей и научить их ценить подарки матушки-природы.

      В древние времена человек не знал, почему бывает дождь, гром, засуха. Не умел помогать растениям и животным в ненастье, и они гибли, а человек оставался без пищи. Люди стремились задобрить суровую природу: поклонялись солнцу, ветру, просили дождя. Но просьбы эти были тщетны. Люди оставляли солнцу, ветру подарки, приносили жертвы (животных даже людей), возводили большие сооружения – храмы, соборы, украшали их, собирались там и пели песни, взывая о помощи, но желаемых последствий не было, на урожай это никак не влияло. Наблюдая за развитием растений, люди заметили, что хороший урожай давали те растения, которым было достаточно тепла, света и питательных веществ. При хорошем уходе и животные лучше развивались, не болели, давали больше молока, яиц, мяса. И люди создавали для растений и животных необходимые условия. 

    Общим домом для всех людей земли является природа. Наши предки были мудрее нас. Они понимали, что все природные богатства надо беречь, а те силы, которые помогают природе — уважать. Они относились к природе как к живому существу и называли уважительно, ласково. Обращаясь к земле, говорили «матушка сыра земля», к солнцу – «красно солнышко», обнимая березу – «березка подруженька», а медведя – «медведь – батюшка».

 Саамы говорили: «Земля—живое существо» Деревья и травы ее волосы, зеленый дерн-кожа. Нельзя делать больно Земле, нельзя ее ранить». Вот где корни экологического воспита­ния.
    В советские времена Порфирий Иванов, активно пропагандировал единение человека и природы. Он мог ходить в легенькой одежде в лютые морозы и совершенно не болел. Он уже в наше время пропагандировал здоровый образ жизни. По его мнению, человек не может быть здоров, не заняв своего места в природе. Давая советы своим ученикам, он говорил: «Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего». Действительно, если Земля-Мать, то как можно плюнуть в лицо мате­ри. Перефразируя известную поговорку можно сказать: кто выстрелит в природу из пистолета в того она выстрелит из пушки...
    На примере сказок, пословиц, поговорок воспитатель обязан показать образ природы, пояснить почему люди издревле охраняли природу, без острой необ­ходимости не рубили деревьев, не рвали цветы, не убивали животных. В русском народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, трудолюбии, верности, красоте, правде.
    Во 2-ой младшей и средней группах рассказывайте детям сказки, посто­янно употребляйте в обиходной речи пословицы, поговорки, что позво­лит усвоить детям образные выражения, понять место различных сил природы в жизни, человека.

    В старшей и подготовительной группах  необходимо познакомить детей с   представлениями на­ших предков о том, что весь мир древний человек делил на три части: Мир Верхний — небо, Мир Средний — наш живой мир, Мир Нижний — ночная сторона, мир подземный. Все три Мира тес­но связаны между собой и не могут друг без друга существовать. Эта связь трех миров отражается во многих вещах.
Во-первых, дерево. Корни его находятся в нижнем мире, ствол— в среднем, а крона поднимается к верхнему миру. Так же и все растения да земле. Во-вторых, это триединство ярко прослеживает­ся в народных сказках. Отправился Иван-царевич искать невесту в ТРИдесятое царство, а ТРИдевятое государство; ТРИ загадки зага­дывает Баба-Яга или Кашей Бессмертный; ТРИжды пытает свое счастье Иванушка и т. д. Иногда эта взаимосвязь прослеживается по другому. Посадил дед горошину, а она выросла до неба. Дед по ней на небо и забрался.

   Рассказывайте детям о том, что снег – это тёплая шуба, защищающая посевы от мороза. А весной снег тает и получается много воды, необходимой для активного развития посевов. Перед дождём увеличивается влажность воздуха, крылья насекомых увлажняются, тяжелеют и насекомые высоко не взлетают. Поэтому ласточки летают низко, так как ловят насекомых на лету. Не по силам муравьям противостоять дождевым потокам, они погибнут, поэтому перед ненастьем они не выходят из муравейника, закрывают входы в него.

Понимание, вошедшее в Душу человека, пусть даже весьма отдаленное, составляет основу, всего многосложного опыта в его отношениях с Природой. Так же опыт древних представляет сегодня ценность именно в том, что он содержит в себе нераскрытые или невостребованные знания, способные изменить отношение человека к окружающему миру и к самому себе.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

ссылки