Понедельник
29.04.2024
09:56
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Терсюкский детский сад"
Главная Регистрация Вход
Профессиональный стандарт педагога »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 

 клубникаклубника

 

Что такое «профессиональный стандарт»?

Высокие темпы развития современного общества, техники и производства, а также постоянно изменяющиеся условия рынка труда требуют от каждого специалиста регулярного развития и совершенствования своих профессиональных навыков и компетенций.

В связи с этим на первый план выходят такие понятия, как «квалификация сотрудника» и «профессиональный стандарт», являющиеся основой для установления более конкретных требований работнику с учетом специфики деятельности организации. Значения данных понятий определены в ст. 195.1 Трудового кодекса РФ. Согласно данной статье, квалификация работника – это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

"Мы живем в изменяющемся мире, и если превратить стандарт в якорь, который в свое время упал с корабля в одной точке, то он превратится в тормоз»  А.  Асмолов

         Современная система образования России переживает этап модернизации. В свете Федерального закона «Об образовании в РФ» модернизация  предполагает новую образовательную политику, которая нацелена на обеспечение  качества дошкольного образования детей в соответствии с перспективными потребностями личности, общества  и государства  на современном этапе. Качественное образование - это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.

   Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации,  является развитие кадрового потенциала. 

 Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду.

 Конкурентоспособный, свободно мыслящий, прогнозирующий  результаты своей деятельности, моделирующий образовательный процесс, способный  воспитывать личность в современном динамично меняющемся мире   педагог -  является гарантом достижения поставленных целей.

  В связи с введением  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) и Профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с 2017г.), вопросы повышения  уровня профессиональной компетентности  педагогов актуальны сегодня как никогда.  

 Растущая вариативность дошкольного образования, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий – все это достаточно резко меняет представление о значимости профессиональных качеств современного педагога ДОО.  Новый социальный заказ  выражается в виде требований к подготовке педагогов, способных к саморазвитию, самостоятельной ориентации в инновационных образовательных процессах в образовании детей дошкольного возраста. 

Введение ФГОС ДО требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников, которые в традиционной системе дошкольного образования не предусматривались или выполнялись не в полной мере. 

 В условиях модернизации системы образования профессиональная компетентность  выступает ведущей характеристикой профессионализма педагога и одновременно показателем уровня его сформированности.

Н.Ф.Ефремова рассматривает  компетентность, как  потенциал человека и специалиста, его знания, умения, навыки, опыт деятельности,  а  компетенции – как его действия, понимание проблемы, анализ, поиск решения и деятельность по решению проблем и достижению результата.               

 В профессиональном становлении педагога  не только изменяются его компетентности, но и увеличивается число формируемых компетенций, что означает появление  качественных изменений в его профессиональной деятельности. Сегодня, педагог,  решающий задачи развития детей дошкольного возраста, должен обладать  такими профессиональными компетенциями, которые в большей степени будут способствовать организации содержательной, насыщенной положительными эмоциями, радостной жизни детей в ДОО. Специфика и сложность организации образовательной работы с дошкольниками, сложность решения задач и высокая ответственность, необходимость учета индивидуальных особенностей развития в каждый момент пребывания в дошкольной организации, важность налаженного партнерства с родителями воспитанников обуславливает наличие комплексных профессиональных компетенций  и предполагает совершенствование воспитателем своего профессионального уровня. Очевидным при этом является тот факт, что переход на новую модель образования исключает пассивную роль участников образовательного процесса. 

   К педагогам предъявляется требование не учить воспитанников, а создавать условия для их самостоятельной деятельности и саморазвития.

Он должен не только реализовывать образовательный процесс в организации, но и уметь проектировать и корректировать его,  исходя из особенностей и интересов воспитанников, не только применять, но и разрабатывать современные психолого-педагогические технологии, основанные на законах развития личности и поведения в реальной среде.

 Следует также отметить такие новые требования к педагогам ДОО, как владение подходами к образованию воспитанников с особыми образовательными потребностями, владение стандартизованными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей воспитанников.

В ФГОС ДО подчеркнута важность образовательной среды, которая будет «способствовать профессиональному развитию педагогических работников». Профессиональный стандарт педагога призван «раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию». 

         Основным фактором, обеспечивающим  успешность  внедрения  стандартов, является и готовность педагогов к  инновациям. Эта готовность рассматривается, как особое личностное состояние, которое предусматривает наличие у педагога мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами достижения педагогических целей, способности к творчеству и рефлексии.       

         Однако, педагогу, не владеющему определенными профессиональными компетенциями, сложно будет реализовать образовательные цели, осуществлять свою образовательную деятельность на высоком профессиональном уровне в контексте ФГОС ДО.   Возникает не только  тревога  от предстоящих перемен, но и ощущение необходимости собственных изменений. Практически каждый педагог ДОО с тревогой и растерянностью задает себе вопрос «Смогу ли я работать в новых условиях?», «Готов ли я к инновациям?».  Очевидным при этом является тот факт, что переход на новую модель образования исключает пассивную роль участников образовательного процесса. 

         В настоящее время, несмотря на появляющиеся методические материалы, в которых рассматриваются вопросы повышения профессиональной компетентности педагогов, на практике мы сталкиваемся со следующими противоречиями:

- ориентацией на повышение профессиональной компетентности педагога и отсутствием  обоснованных путей их реализации в рамках ФГОС ДО в каждом конкретном дошкольном учреждении;

- задачами системы образования по подготовке творческих, высокопрофессиональных педагогов и фактическими условиями их подготовки;

- увеличившимся потоком информации и несформированными  информационно-коммуникативными компетенциями.

         Разрыв между требованиями образовательных стандартов к профессиональной деятельности педагогов ДОО и реальным уровнем подготовки на современном этапе остается достаточно существенным, и может стать  серьезным тормозом для внедрения ФГОС ДО.

 Процессы  введения ФГОС ДО требуют специально организованного  методического сопровождения педагогов, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов (человеческих, нормативных) в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС ДО.  

         Е.И. Казакова рассматривает сопровождение как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение  жизненных и профессиональных проблем развития.

         Л.И. Петрова под методическим сопровождением понимает целенаправленную совместную деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованную в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально-педагогической деятельности.

         В современных условиях требования к профессиональной компетентности педагога  предъявляет не только  образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». А пробудить у педагога потребность в саморазвитии, помочь ему поверить  в силу своего педагогического таланта – значит,  открыть  перед  ним путь  профессионального роста.     

         Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов, реализуемое на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС ДО.  

         Чтобы это произошло  тот, кто выбрал профессию педагога, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова В.Э. Пахальяна: «Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности,  достоинства и способность направлять  свою жизнь  и двигаться в направлении  самоактуализации, личностного и профессионального роста».

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

ссылки